Кроме ядерных ракет, лидерам нового «Ялтинского мира» потребуется кое-что посущественней
Нынешняя международная обстановка отличается высоким динамизмом и значительной непредсказуемостью. В отношениях стран отчетливо просматривается возврат к средневековому принципу «кто сильнее, тот и прав». При этом резко усилилась военно-политическая напряженность, а мировое сообщество стало более разобщенным, демонстрируя протекционизм и обостряя борьбу за сферы своего влияния.
Об этом, в частности, заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе открытия первых консультаций курирующих вопросы безопасности высоких представителей России и стран — членов АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии).
Новости партнеров
По его словам, из-за пандемии коронавируса государства отворачивались друг от друга, в считанные месяцы закрывая свои границы, вводя заградительные торговые и санитарные барьеры. В этих условиях имеет место рост не только национализма и шовинизма, но также разнообразных форм светского и религиозного экстремизма.
— В общем-то, ничего нового Николай Патрушев тут не сказал, — подчеркнул, беседуя о перспективах мировой безопасности в условиях «нового Средневековья», директор Института новейших государств, политолог Алексей Мартынов. — Об этом уже довольно давно говорят различные эксперты, мыслители, философы, интеллектуалы не только в России, но и во всем мире.
Другое дело, что когда подобные вещи звучат из уст секретаря российского Совбеза, по спине начинают бегать мурашки от мыслей о том, чем все это может закончиться. Фигурально выражаясь, образ нашего будущего приобретает все более и более мрачные, негативные оттенки. И очень хочется спросить у господ политиков по всему миру — куда же катится наш мир. Потому что все они — и в Америке, и в Евросоюзе, и в набирающих политические обороты неевропейских странах — несут серьезнейшую совокупную ответственность.
Потому что если мир накроет какой-то катаклизм, то накроет он без исключения всех. Отвертеться, увы, не удастся уже никому, пострадает вся цивилизация. И Россия тоном школьного учителя устами своих высокопоставленных чиновников уже не в первый раз заявляет — коллеги, давайте договариваться, потому что мир уже вплотную подкатился к неким условным «красным линиям», за пределами которых решить уже ничего будет невозможно.
Только вот, к сожалению, лидерами многих мировых государств подобные российские сентенции воспринимаются как слабость. И на этом фоне я лично полагаю, что в реальности дела тут идут гораздо хуже, чем это обрисовал Николай Патрушев в силу возможностей своего высокого положения.
— То есть если в ближайшее время не удастся достичь какого-то консенсуса, что нам грозит? Тотальные разборки по средневековому принципу «все против всех»? Или на ближайшем горизонте истории возникнет очередной «мрачный гений» уровня Наполеона Бонапарта, а то и кого помрачнее?
— На мой взгляд, на этот вопрос невозможно ответить лучше, чем процитировав нашего президента — мы сразу в рай, а они все сдохнут.
Новости партнеров
— Я, может быть, ошибаюсь, но все-таки уверен в том, что наличие ядерного оружия и договоры о его нераспространении создают определенные гарантии невозможности тотального ядерного военного противостояния, — поделился с изданием своим видением ситуации советский и российский политический деятель Виктор Алкснис. — Это будет означать уничтожение нашей цивилизации в целом, а каких-либо политиков или политических сил, которые, как в случае с первыми двумя мировыми войнами, готовы взять на себя ответственность по развязыванию очередной бойни, не наблюдается.
Хотя в целом стоит отметить, что, действительно, борьба за сферы влияния идет, и в целом мир стал гораздо менее стабилен, чем это было хотя бы 30 лет назад. Происходит это по причине того, что умирает «Ялтинский мир», в течение более чем полувека обеспечивал определенное мировое равновесие. Точнее — мы наблюдаем окончание его похорон и, образно выражаясь, борьбу за новый «Ялтинский мир». Конечно, не в географическом, а в глобальном смысле.
— Что послужило отправной точкой для этого?
— Во-первых, это следствие того, что СССР, одна из двух великих держав, обеспечивавших в его условиях гарантии глобальной стабильности и мирного развития событий, канул в Лету.
Во-вторых, на мировой арене появился новый, очень серьезный игрок — Китай. Который, вполне очевидно, с каждым последующим годом будет усиливать свое влияние и претендовать на роль второй державы планеты.
— А кто составит ему компанию на первом месте? Россия?
— Как мне кажется, в нынешней ситуации Россия ведущим игроком являться все-таки не будет. Несмотря на то, что ее ракетно-ядерный потенциал огромен. К горькому сожалению, сегодня Россия, как мне кажется, оправдала те оценки, которые в свое время высказывала в адрес еще СССР «железная леди» Маргарет Тэтчер — это Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо — Авт.), только с ракетами.
— Почему так?
Новости партнеров
— На сегодняшний день я лично прекрасно вижу, что экономика России практически уничтожена, причем не в результате войны, а по причине проводимой властями политики деиндустриализации страны. Именно по этой причине Россия, как мне кажется, рискует оказаться где-то на вторых ролях. Оборонный потенциал страны невозможно улучшить без потенциала промышленного, а с этой точки зрения, я считаю, мы и впрямь превратились в некую Верхнюю Вольту.
Кроме того, чтобы претендовать на роль хотя бы второй державы в мире, нужна крепкая политическая воля, каковой обладали многие руководители СССР. Это Брежнев, Хрущев, а уж тем более Сталин могли разговаривать с Западом и остальным миром на равных. А среди нынешних представителей власти, на мой взгляд, фигуры подобного уровня нет. И наши зарубежные «партнеры» это прекрасно видят и понимают, поэтому своих поползновений превратить Россию в страну-изгоя в обозримом будущем не оставят.
В результате, полагаю, нам все же удастся сохранить за собой место постоянного члена Совбеза ООН, а также удержать на текущем уровне наш ракетно-ядерный потенциал. Но в мировой политике мы, полагаю, откатимся на вторые роли, уступив пальму первенства США, Евросоюзу и Китаю.
— Возникает риторический вопрос — кто виноват и что делать?
— Виновата в это, я считаю, российская власть, начиная с Горбачева. И нынешняя политическая ситуация, на мой взгляд, только подтверждает это. Альтернативы, к сожалению, пока не видно, но связано это, по моему глубокому убеждению, не с тем, что российский народ не способен выдвинуть из своих рядов яркого и харизматичного лидера, а с тем, что курс нашей правящей верхушки заточен как раз на то, чтобы не допустить в высшие эшелоны власти деятеля подобного уровня.
А в условиях постоянных зачисток политического пространства и создания политического вакуума вертикаль власти, ориентированная на одну-единственную фигуру, устойчивостью не отличается. У меня есть серьезные опасения, что она в один прекрасный момент просто рухнет, накрыв своими осколками всех нас.