Как нехватка морских контейнеров вышла боком россиянам
В России произойдет очередное подорожание потребительских товаров. Пока эксперты говорят об импортной группе — обуви, бытовой технике, мебели и еде. Но когда в нашей стране было, чтобы подорожавший импорт не потянул следом за собой вверх и цены на отечественные товары?
А нынешний рост цен на импорт объясняется проблемами, связанными с его транспортировкой. Из-за нехватки контейнеров произошло резкое подорожание морских перевозок. Огромное количество контейнеров «застряло» в портах и на складах Европы и США, тогда как оживление экономики привело к ажиотажному спросу на перевозки. Как отмечают «Известия», мировой морской транспорт уперся в «бутылочное горлышко», выйти из которого быстро не получится. И прогнозируют, что нехватка мощностей в портах может обернуться для Европы и России инфляционным взрывом.
Новости партнеров
Однако ссылки некоторых экспертов на рост цен в морских перевозках больше походят на отвлекающий маневр. Доля доставляемого морем импорта слишком мала в общей массе товаров, чтобы ощутимо влиять на ситуацию в целом.
Свыше 90% потребительских товаров производится у нас в России. Однако, существенное и обширное подорожание потребительских товаров в нашей стране все же произойдет, но совсем по другим причинам. В экономике РФ возрастают в целом (а не только морские) издержки производителей, логистики и ритейла, которые вынуждены поднимать цены — на фоне снижающихся доходов населения, пояснил аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев:
— Прежде надо сказать, из-за чего образовалась такая проблема с морскими контейнерами. Во времена Трампа мировая экономика была по сути деглобализирована, Америка изолировалась от всего мира, с тем, чтобы вернуть производство в США, и существенно сократила торговый оборот со странами юго-восточной Азии, заметно — с Европой. Поэтому к концу трамповского срока все это начало восстанавливаться, а с приходом команды Байдена все это было отменено.
Нравится нам Байден или не нравится, но профессионалов он набрал в команду хороших. И получилась такая ситуация: США имеют глубоко отрицательное сальдо торгового баланса с Китаем — порядка 67,5 млрд долларов. Очень много покупают американцы у китайцев и мало им продают. И как только возобновилась торговля — пошли валом товары из Китая и вообще из юго-восточной Азии в США. И в результате в США образовался избыток контейнеров, а в юго-восточной Азии образовался их дефицит.
И, как говорил классик, хотелось бы заслушать начальника транспортного цеха. Действительно, о чем вы ребята думали, когда это происходило? Пустые контейнеры они перегонять не хотят, и ждут, когда накопятся грузы. Идиотизм. Но весь мир хотел переходить на контейнерные перевозки. Перешли, получили слабое звено. Теперь, когда это слабое звено лопнуло, цены на морские перевозки выросли в шесть раз, по другим данным — чуть ли не в десять.
Это неизбежное следствие того, что, когда создается какая-то технологическая цепочка, а использование контейнеров — это удобно, то, если какое-то звено рвется, по всей цепочке возникают проблемы. И в данном случае возникли проблемы с контейнерами. Они потянули за собой другие проблемы — возросли цены на остальные перевозки и т. д.
— Насколько в этом увязли морские перевозки России?
Новости партнеров
— В нашей стране всего 8% грузооборота приходится на морские перевозки. Всего. Из них часть — это наши внутренние перевозки, они не касаются тех контейнеров, что застряли в США. Если же брать наши внешние, экспортно-импортные морские перевозки, то значительная часть перевозок — это нефть, газ, металлы, продукция машиностроения, зерно и т. д. На продукцию бытовой техники приходится очень мало.
Поэтому, когда нам говорят, что в стране холодильники подорожают на 15% из-за того, что подорожали морские перевозки, ну… это неправда. Потому что по бытовой технике ситуация такова. Примерно 90% продаваемых в России телевизоров, стиральных машин и холодильников иностранных брендов производятся здесь же, в России. И только 10% ввозятся из-за рубежа. Поэтому, когда нам говорят, что контейнер вмещает 60−70 холодильников, и вот теперь эти холодильники подорожают сразу в шесть раз, ну и что из этого? Холодильники Indesit (Индезит) все делаются здесь, у нас. Я пару месяцев назад покупал телевизор, сделанный в Белоруссии на заводе «Горизонт», хотя наклеечка на нем стоит импортная. Все это делается у нас, 90%. Поэтому для большинства бытовая техника не подорожает из-за морских перевозок. Ну, а узкий круг любителей сделанного именно за рубежом, условно — богатые, для них это не проблема.
Но обширное подорожание все же произойдет — по другим причинам. Возрастают в целом издержки производителей, логистики, ритейла. И это действительно плохая ситуация.
Обычно инфляция является следствием, скажем так, роста потребительских цен на уровне потребителя — это еще не очень страшно, потому что растут потребительские цены и растут доходы потребителя. То есть, нормальная страна должна иметь инфляцию 1,5%, 2%, 2,5%. Ну, 4%, как у нас, хотя бы. Это нормально, потому что растут цены и растут зарплаты.
А тут возникла ситуация, что цены стали расти из-за роста издержек у производителей. Накопились проблемы в течении 2020 года — мало помогали бизнесу, бизнес по сути сам выкручивался как мог, своими силами. Теперь все это накопившееся выплеснулось в то, что цены взлетели, на что-то очень сильно — это растительное масло, сахар, макароны и т. д.
Тут еще один момент такой немаловажный — экспортеры постарались еще. Дело в том, что очень выросли цены на сахар и зерно в мире, и наши экспортеры, пока не ввели квоты на экспорт, поспешили побольше вывезти продукции за рубеж по высоким ценам. А чего ж не заработать-то? В общем-то, любой нормальный бизнесмен воспользуется ситуацией заработать. Поэтому пришлось вводить ограничение цен, субсидировать всю цепочку от поля до прилавка, чтобы компенсировать возросшие издержки, вводить квоты на экспорт. В этом году в стране собрали второй по величине урожай пшеницы за всю историю, казалось бы, девать некуда, а цены взлетели.
— Это теперь современная норма такая — чем больше урожай, тем выше цены?
— Конечно, причины совершенно в другом. Во-первых, взлетел курс доллара в прошлом году на 30%, а это не мало. Львиная доля оборудования, особенно в пищевой промышленности — импортная. А, например, в мясо-перерабатывающей — 100% импортная. А его приходится покупать за валюту, обслуживать за валюту. Субстанция — импортная. Медикаменты, фармацевтика вся на импорте сидит. Таблетки делаются у нас, но из импортной субстанции, на импортном оборудовании. Даже всеми любимое пиво производится в России на импортном оборудовании, с использованием импортных субстанций. Даже для производства хлеба приходится закупать за рубежом пшеницу второго сорта и улучшители, ну и плюс транспортные издержки. Из-за этого рост цен и проблемы на рынке труда. То есть, мы получили инфляцию издержек, когда цены выросли не со стороны конечного потребителя, а у тех, кто посередине — производители, обрабатывающая промышленность, логистика, ритейл и т. д.
Новости партнеров
Это гораздо более тяжела ситуация, она грозит так называемой стагфляцией, то есть, инфляцией на фоне стагнации экономики и на фоне снижающихся доходов населения. Вот это самый худший вариант. Это то, что сейчас происходит.
Выходить из этой ситуации крайне тяжело. Ну, правительство предпринимает какие-то меры. Направляются судии производителям, логистике и ритейлу на компенсацию выросших издержек — 4,7 млрд рублей в декабре, и 4,5 млрд рублей в начале этого года. Но, на мой взгляд, эти суммы недостаточные. По крайней мере, продолжающийся рост цен говорит, что производители, логисты и ритейл продолжают испытывать трудности и вынуждены поднимать цены — даже в условиях риска, что они не смогут свои продукты продать.
— Но правительство обещает, что доходы населения скоро начнут расти…
— Пока не вижу экономических оснований для этого.