Выборы президента США свершились, республиканец Трамп и демократ Байден делают заявления о своей победе наперекор друг другу – а потому что по результатам выборщиков в штатах они идут с очень близкими результатами (на момент публикации 213 из 270 необходимых голосов у Трампа и 238 у Байдена), но окончательный итог можно будет подвести тогда, когда разберутся с голосованием по почте. Оно и так было довольно распространено в Штатах, а теперь, в связи с пандемией, почтовых бюллетеней набирается несколько десятков миллионов.
На кого же ставят в России? Да и нужно ли ставить? Политолог Максим Жаров ранее писал:
Новости партнеров
«Что за так называемой «партией прорыва», лелеющей для России победу Байдена, стоит старосемейная группа, и раньше было очевидно. Основные тезисы этой партии — пусть внутри России «сильнее грянет буря», приход Байдена «взбодрит» Систему и приведет к так давно желаемой многими перезагрузке власти. А вот тезис о том, что с Байденом «можно договориться», как раз находится в тени этой «прорывной» риторики. И понятно, почему. Потому что с учетом отношения Байдена к Путину «договариваться» с ним хотят уже о постпутинских временах и раскладах».
С другой стороны, шутка, что якобы «Трамп наш», уже все меньше походит на шутку – с точки зрения элит Трамп был бы желательнее, потому что там уже и контакты налажены, и в целом вектор внешней политики проходит, скорее, параллельно России, а не прямо указывает на нее, как в случае с Байденом. А вот как раз в старом демократе может быть заинтересован Китай, которому не нужна конфронтация с США. Хотя в целом, конечно, «оба хуже». Своим мнением о выборах в США и будущих векторах развития политики кандидатов с Накануне.RU поделился политический обозреватель Константин Семин.
– Обычно говорят, что за Трампа голосуют богатые, а кто голосует за Байдена? Все остальные или просто все, кто против Трампа?
– И за Байдена тоже навалом богатых. Просто американская политическая система давно представляет собой такой изолированный мир, в котором одни и те же лица меняются. Нам говорят, что у нас одно и то же, но там точно то же самое. Поэтому с обеих сторон достаточно миллиардеров, речь идет о нюансах – о распределении контрактов, векторов в международной политике. Например, демократы более настроены договариваться с Ираном, а республиканцы полностью и во всем поддерживают израильских правых и нацелены на силовую конфронтацию с Ираном.
Речь идет о том, как печатать деньги, с какой скоростью, как раздавать эти деньги, выделять ли больше их для поддержки потребительского спроса снизу, например, расширяя программу медицинской помощи. Или же раздавать эти деньги корпорациям с помощью налоговых вычетов, рассчитывая, что корпорации распухнут на бирже сильнее, а упавшие с этого стола крошки достанутся населению.
Это два, в общем-то, не сильно отличающихся подхода, никто там не выступает с радикально социалистических позиций, хотя такие люди и называются «социалистами». Как тратить напечатанные деньги, которые Америка украла у всего мира, и кого в этом мире надлежит бомбить в первую очередь, чтобы он не рыпался – вот о чем речь.
– На ваш взгляд, участвуют ли в этой игре наши элиты? Могла ли та же Семья условно помогать Байдену, который бы сильнее давил на Путина?
Новости партнеров
– Я не верю в существование до сих пор таких группировок и кланов, которые повторяли бы разметку 90-х. Семья или не Семья – все там давно уже переплелось, все эти условные либералы давно переплелись с условными силовиками, и разделить, кто есть кто, невозможно.
– Тем не менее у Трампа и Байдена разные точки зрения на Россию?
– Сохранение Трампа будет означать для России следующие последствия: во-первых, все будет, по крайней мере, несколько дней хорошо с рублем, все решат, что атаки на Россию в виде новых санкций или другого рода провокаций не будет, значит, что можно расслабиться. Это не значит, что с рублем все будет хорошо, но в ближайшие дни победа Трампа, я думаю, стабилизирует валютный рынок вместе с Эльвирой Набиуллиной.
Какую роль для России видит Трамп? Он уже об этом говорил – он хотел бы видеть Россию неучаствующей в его конфронтации с Китаем. И он готов оплатить этот нейтралитет России рядом каких-то шагов навстречу. Например, невведением новых жестких санкций, непоставкой оружия на Украину и тихим спусканием ситуации на Донбассе на тормозах. То есть люди Коломойского, которые вместе с Зеленским пришли к власти, вполне послушны американскому начальнику и не будут форсировать эту ситуацию. Соответственно, Донбасс превращается в «ничью» землю, где ничего хорошего не происходит, но в то же время не наблюдается большого кровопролития. Такая медленно гниющая рана, но которая хотя бы не представляет угрозу государственному строю в России.
В случае с Байденом может быть по-другому. Хотя и в случае с Трампом – тоже все может быть по-другому. Например, разрастется Карабахский конфликт до прямого столкновения турецких и иранских интересов с израильскими и российскими – туда обязательно засосет и другие крупные державы.
– То есть для Трампа первостепенной проблемой является Китай, а для Байдена – Россия?
– Трамп – это олицетворение очень раздраженного, обеспокоенного американского капитала, которому не хочется уступать олимп растущему китайскому капиталу. А китайский капитал и с пандемией борется командно-административными методами лучше, и переживает спад производства лучше. В общем, американцам нужно это тормозить здесь и сейчас, если не с помощью торговой войны, так с помощью войны настоящей. Чтобы Россия в это дело не лезла, не мешалась – Россию нужно как-то задобрить, «нейтрализовать».
Политика Байдена во внешнем мире другая. Демократы не ищут конфронтации со связкой «Иран и Китай», им кажется более важным, чтобы российские суперракеты не угрожали никому и не портили сон американскому военному командованию. В общем-то, и под задачу борьбы с Россией, и под задачу борьбы с Китаем Пентагон будет получать колоссальные деньги, поэтому не так важно, кто окажется у руля. Хотя с Байденом давление на Россию будет более серьезным. А главное – все будут ожидать этого давления и играть против рубля, предчувствовать новые санкции, провоцировать новую администрацию и так далее.
Новости партнеров
Поэтому сегодня в Китае и в России элиты уходили спать с разным настроением – одним очень нужен Трамп, чтобы все было, как сейчас, не хуже – чтобы можно было осуществить транзит власти в 2024 году. Другим очень нужен был Байден, чтобы отстали уже от Гонконга, перестали нагнетать проблемы в отношениях с Тайванем и прочее. То есть несмотря на то, что Россия и Китай формально на словах являются союзниками, они кровно заинтересованы в победе разных кандидатов на американских выборах.
– То есть наши элиты рады Трампу скорее по этой причине, нежели потому, что просто между капиталами налажены контакты?
– По причине «будут бить, но не нас». Или нас, но не сейчас. Ну и действительно, есть у Трампа с незапамятных времен много контактов среди олигархии, он совпадает по своим околофашистским взглядам со многими, кто населяет наш властный олимп и провозглашает себя сторонником консервативных ценностей.
То есть диалог по этой линии возможен, и наши доблестные «вставатели с колен», я думаю, с огромным удовольствием будут это раскручивать.
– Если говорить о внутренней политике США, то как дела обстоят там? Какие там настроения? Полиция готовится к жестким массовым столкновениям на улице?
– Мне кажется, что, несмотря на то, что Америка расколота со времен Гражданской войны, пока их капитализму хватало сил и возможностей, чтобы все это так или иначе контролировать, подавлять и разводить по разным сторонам. Если отдельные столкновения и стычки будут, то они будут жестко пресекаться. Я не думаю, что это приведет к чему-то большему, по крайней мере, пока.
– Как итог раньше США подсаживали «нужных» президентов в разные страны, устраивали экономические кризисы и осуществляли «гуманитарные интервенции» – сегодня весь этот хаос ждет саму Америку внутри ее стен? Почему это происходит?
– Одна-единственная причина – кризис капиталистической системы. Если раньше с этим кризисом можно было справляться, выталкивая его наружу, то теперь он пришел в каждый дом – этот экономический кризис ощущается в Китае, ощущается в России, в США он ощущается тоже. Плюс, вступив в конфронтацию с Китаем, они, конечно, могут рассчитывать, что в ответ китайцы будут пытаться вмешаться в американские проблемы. Ну и наши, я думаю, не отстанут. Мы, вроде бы, готовы быть в хвосте, с другой стороны – почему бы иногда аккуратно за этот хвост не укусить? Я конечно, не верю ни в какие рассказы про «русских хакеров», но если где-то что-то можно сделать – они не откажутся. И это как раз увеличивает уязвимость американской системы, как и всех остальных.
То есть в движение пришло все, нет тех мест, которые можно было бы считать островками стабильности. Все гадят всем, и у всех все плохо.