Мы так долго верили в миролюбие скандинавов, что в состоянии противопоставить их новеньким F-35 лишь пограничные наряды
На фоне обостряющегося противостояния России и Запада на берегах Черного и Балтийского морей, почти незамеченным в нашей стране остается другой все более мрачный клубок военно-политических туч — на северо-западном направлении. Проходящая здесь 1272-километровая граница с Финляндией долгие годы считалась образцом спокойствия и взаимовыгодного международного сотрудничества. Как и отношения Москвы с соседями финнов — норвежцами и шведами. Весьма вероятно, что скоро все окажется совсем наоборот.
Такой вывод напрашивается из факта подписания соглашения, которое недавно заключили министры обороны Финляндии, Норвегии и Швеции. Причем, сделали они это явно демонстративно — на норвежской военной базе Порсангмуэн, всего в 200 километрах от границы с Россией. Документ предусматривает тесную координацию действий армий трех упомянутых стран. Против кого же? Естественно, против нашей страны.
Новости партнеров
Это следует из интервью министра обороны Швеции Петера Хультквиста телеканалу TV4. По его словам, военные усилия трех скандинавских стран приходится срочно объединять против нарастающей активности России в Арктике. В качестве особо беспокоящего наших соседей примера Хультквист привел создание российской военной базы в Алакуртти, в 40 километрах от финской границы. Иными словами — Стокгольм сильно напрягает появление здесь 80-я отдельной арктической мотострелковой бригады Северного флота, формирование которой началось в 2015 году.
Но каким образом одна-единственная арктическая бригада с численностью личного состава в несколько тысяч человек, даже не имеющая в своем составе танков, способна так сильно угрожать всей Скандинавии, что там приходится резко наращивать усилия в области обороны? Впрочем, Хультквист поясняет, что неприятностей, выясняется, он ожидает не только со стороны Алакуртти. Его, как оказалось, волнует и возрастающее в последние годы количество военных учений русских в Арктике. Но почему, если большая часть этих маневров традиционно проходит в тысячах километрах от границ с Финляндией и Норвегией — где-то у Земли Франца-Иосифа и Новосибирских островов?
«Мы осознаем всю ситуацию вокруг нашей политики безопасности. Мы понимаем, что происходит», — тем не менее, многозначительно и, кажется, даже угрожающе добавил министр обороны Швеции. То есть страны, которая не имеет ни километра общей границы с РФ.
И, тем не менее, недавно стало известно, что Швеция исключительно «в целях сдерживания России» «к 2025 году намерена увеличить свой военный бюджет до 40%, если будет принят законопроект, предложенный правительством, состоящим из социал-демократов и „зеленого“ меньшинства». Об этом на днях сообщило одно из французских изданий.
Но потомки храбрых викингов из двух других скандинавских стран, можно предположить, «злокозненной» Москвы теперь опасаются не меньше шведов. Даже традиционно дружественная нам после Второй мировой войны Финляндия.
Хельсинки свои ассигнования на оборону на 2021 год уже вознамерилось увеличить просто беспрецедентно — сразу на 54%. Большая часть этого стремительно распухающего военного бюджета пойдет на приобретение у Соединенных Штатов 64 истребителей пятого поколения типа истребителей F-35. А именно — на сумму 12,5 миллиарда долларов. Об этом в начале этого месяца победно объявил Госдеп США.
Американцы добавили, что готовы еще за 14,7 миллиарда долларов продать финнам дополнительно 50 истребителей F/A-18E, восемь — F/A-18F и 14 самолетов радиоэлектронной борьбы EA-18G. Судя по поразительной определенности приведенных за океаном цифр, переговоры и по этому поводу идут полным ходом. И, возможно, даже близки к успешному завершению.
Новости партнеров
Но так обвально любые страны вооружаются, только если война уже буквально стучится в их двери. Речи, произнесенные в Порсангмуэне, не оставляют сомнения, против кого направлены лихорадочные приготовления Хельсинки и Стокгольма (об Осло и говорить нечего — норвежцы давно входят в НАТО и просто вынуждены следовать в фарватере известных решений Вашингтона и Брюсселя). Российские танки — вот что ночами снится беспокойно спящим с некоторых пор генералам трех прежде едва ли не самых миролюбивых северных стран.
Чтобы понять истоки этой нарастающей паники скандинавов, давайте мысленно перенесемся на российскую сторону государственной границы. И постараемся понять: чем именно в этих краях располагают Вооруженные силы РФ? Для начала послушаем Столе Ульриксена, бывшего сотрудника Норвежского института международных отношений, который ныне работает в Военно-Морской школе этой страны.
На вопрос журналиста о том, насколько реальна сегодня для Финляндии и Норвегии военная угроза со стороны Москвы, Ульриксен ответил честно: «Давайте взглянем, что имеется у российской стороны (в этих местах — Ред.). У них в распоряжении три бригады: две из них поставлены охранять базы Северного флота, плюс недавно созданная арктическая бригада. Их возможности по захвату и удержанию территории ограничены. Если война разразится в Прибалтике, Россия будет вынуждена пустить бóльшую часть этих сил на самооборону. Так что не думаю, что она бросит значительные войска на Финнмарк (граничащая с Мурманской областью самая северная и самая крупная административно-территориальная единица Норвегии- Ред.)».
У соседей кто-нибудь принял в расчет это вполне резонное экспертное мнение? Как показывают нынешние события — его просто пропустили мимо ушей, не удостоив аргументами.
Еще раз напомню: Россия с Финляндией граничит на протяжении 1272 километров. Еще 219 километров отделяет нас от Норвегии. И на всем этом огромном пространстве — всего три российские бригады?
Это не совсем так. В данном случае речь идет только о тех российских соединениях, которые дислоцированы в Заполярье. А южный участок российско-финской границы подпирает 6-я общевойсковая Краснознамённая армия (штаб и управление — Санкт-Петербург). Но она — самая слабая из подобных объединений в Вооруженных сил РФ на западном стратегическом направлении.
Ни одной дивизии в составе 6-й армии давно нет. Из общевойсковых соединений — всего две мотострелковые бригады. Обе — в Ленинградской области. Одна, 138-я отдельная гвардейская мотострелковая Красносельская ордена Ленина, Краснознамённая, в поселке Каменка. Другая, 25-я отдельная гвардейская мотострелковая Севастопольская Краснознамённая бригада имени Латышских стрелков, в городе Луга. Между ними и арктической бригадой в Алакуртти примерно тысяча километров российской землицы, прикрытых одними только редкими пограничными нарядами.
Почему так случилось? Потому что давно считалось, что наши отношения со скандинавами чисты и безоблачны как небо над Арктикой полярным днем. Такая политика «особых отношений» между Москвой и Хельсинки еще при Леониде Брежневе получила название «линия Паасикиви — Кекконена» и десятилетиями ничем не омрачалась ни одной из сторон.
Новости партнеров
В свое время мне довелось побывать на одном из самых глухих участков этого рубежа. Та погранзастава утопала в снегу по самую крышу. А охрана границы ночами осуществлялась так. Понурая лошадь, заряженная в сани, усланные сеном, появлялась из метельной мглы у крыльца погруженной в сон заставы. Из саней выбирался, вяло волоча за собой автомат, заспанный боец в теплом тулупе. И шел досыпать в теплую кровать. Ему на смену на сено бухался другой страж границы. И давно привычная к такому режиму лошадка по наезженной колее вместе с мгновенно погрузившимся в дрему новым погранцом неторопливо отправлялась дальше охранять рубежи Отечества.
У только им ведомого столба сани разворачивались. И все повторялось тем же порядком.
Помнится, спросил у юного начальника заставы: «А вдруг настоящий нарушитель?». Офицер в ответ рассмеялся: «В наших-то снегах?».
Да и не бывало, в общем-то, на этом участке никаких нарушителей. Разве что лоси порой задевали «колючку» и приводили в действие сигнализацию.
Словом, у СССР мало было столь безмятежных границ, как с Финляндией. Естественно, это очень не нравилось нашим недоброжелателям на Западе. Они просто мечтали затащить финнов и шведов в НАТО. Тогда альянс всей своей грозной массой навис бы над единственной стратегической дорогой из Питера на Мурманск, по которой Россия снабжает подводные ракетоносцы Северного флота на Кольском полуострове и обеспечивающие их боевую работу надводные корабли, авиацию и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Судя по всему, мы до последнего не верили, что такое возможно. И потому не особенно укрепляли оборону на своем северо-западе. Но сегодня и Финляндия, и соседняя с ней Швеция хотя формально и не входят в Североатлантический альянс, но явно готовятся противодействовать России вместе с ним или в его интересах.
Отсюда и все эти армады американских F-35 на миллиарды долларов для финнов. И сделанное год назад заявление директора отдела по политике безопасности и антикризисному управлению их МИДа Сари Раутио: «Финляндия не подавала заявку на членство в НАТО. Но хочу обратить внимание на то, что сказано в правительственном отчете о финской внешней политике и политике безопасности 2016 года: внимательно следя за развитием событий в сфере безопасности, Финляндия сохраняет возможность добиваться членства в НАТО».
Что касается Швеции, то, комментируя проект ее оборонной стратегии, представитель МИД РФ Мария Захарова на днях выступила со специальным заявлением. В нем, в частности, говорится: «В проекте стратегии не исключается алармистский сценарий вооруженного нападения на Швецию, а Россия упоминается в нем более ста раз, в основном — в качестве потенциального источника угроз шведской безопасности… Надуманные антироссийские фобии — не в последнюю очередь результат целенаправленного давления на Стокгольм извне, прежде всего со стороны Североатлантического альянса».
Все так. Есть давление на Скандинавию со стороны НАТО. Финляндия и Швеция все ощутимей прогибаются под этим нажимом. Но нам-то что делать в такой ситуации? Одними заявлениями Захаровой, случись что, — не отбиться.
Полагаю — ничего другого не остается, кроме как срочно формировать новые бригады и дивизии где-нибудь под Петрозаводском, Сортавалой и Мурманском. Или перебрасывать туда новые соединения из внутренних районов страны. Скажем, из Центрального военного округа. Как на быстро раскаляющуюся границу с Украиной.
Да, это безумно затратно. Да, это заставит и без того бедствующую Россию затянуть пояс на новую дырочку. Но ничего иного сговорившийся Запад, похоже, просто не оставляет Москве.