В США уверяют, что F-35 сделает из С-400 могильный камень для наших зенитчиков
В последнее время заголовки многих американских газет прославляют истребитель-невидимку F-35 Lightning II («Молния-2»). Очевидно, что в США развернулась мощная пиар-кампания против шумной критики в адрес самого дорогого и проблемного самолета за всю историю авиастроения. Похоже, американцы и себя успокаивают, и своих врагов хотят запугать.
В частности, эксперт Пол Маклири сообщил, что скоро «невидимки» будут сопровождать заправочные стелс-дроны MQ-25 Stingray, которые «изменят правила игры для будущих операций». Мол, благодаря им ударный истребитель сможет проникать далеко в тыл врага, что недавно казалось немыслимым.
Новости партнеров
Как известно, радиус действия F-35 составляет чуть больше 1000 км, причем при полете на крейсерской скорости 860 км/ч, меньшей, к слову, чем даже у пассажирского лайнера «Боинг 747». Если же звездно-полосатому летчику придется «дать газу» — форсануть аж до 1,6 Maxa (1930 км/ч) и покрутиться в карусели воздушного боя, то девяти тонн керосина (полная заправка) не хватит и для полета на 300−400 км.
Сегодня F-35, по сути, являет собой прифронтовой истребитель. Другое дело, если американская «невидимка» сможет преодолеть нашу ПВО, то с дронами-заправками Stingray сможет проникать глубоко в российский или китайский тыл, круша, по замыслу пентагоновских генералов, стратегические объекты.
Картину маслом портят наши ЗРК С-400 «Триумф». Но, как пестрят заголовки американских военных изданий, после 2022 года легендарный российский комплекс уже перестанет быть преградой для F-35.
Компания Lockheed Martin приступила к модернизации своего истребителя пятого поколения, чтобы выпускать такую версию «невидимки», способную гарантированно уничтожать лучшие образцы российских ЗРК. Такие миссии уже получили название SEAD/DEAD, которое можно перевести как «Смерть «Триумфам».
Проект этой модернизации будет применен как к американским, так и к иностранным F-35 и будет завершен к августу 2022 года. После этого начнутся его испытания на авианосце CVN-70 Carl Vinson. Если нынешние планы Пентагона оправдаются, то тридцатилетний «Нимиц», вероятно, станет экспериментальной лабораторией, с помощью которой янки хотят освоить технологии и методы проникновения вглубь России и Китая.
Что любопытно: подобные планы уже озвучивались в прошлом и более того, уже были названы реализованными. Когда в 2016 году ВВС США объявили F-35 боеспособным, заокеанские газеты описали SEAD/DEAD как инструмент, позволяющий «невидимкам» уничтожать С-300 и С-400 «ограниченно», то есть легко и просто. Но, похоже, поторопились.
Начавшаяся очередная — по списку уже четвертая модернизация Lightning II для нанесения удара по ПВО отличается от прошлых тем, что наши С-400 будут уничтожаться с помощью полностью автономных боеприпасов SiAW.
Новости партнеров
Вероятно, речь идет о новейшей противорадиолокационной управляемой ракете AGM-88E, преемнице HARM. Последняя «отучила русских зенитчиков и их иностранных учеников держать свои радары все время включенными», хвалится Пол Маклири. Теперь операторам российских ЗРК приходится быстро-быстро бежать на новое место даже после кратковременного радиоэлектронного сканирования воздушного пространства.
Но для этого еще нужно подлететь на расстояние ракетного удара. Американские истребители могут стать легкой добычей «Триумфов», поскольку не способны безопасно приблизиться к зенитно-ракетным комплексам, чтобы бабахнуть по ним.
«Теоретически самолеты-невидимки должны пробивать вражескую ПВО, — комментирует эту проблему F-35 эксперт по ВВС Мильтос Антониадес. — Но новейшая стелс-технология АС так и не была испытана в полевых условиях (в той же Сирии хотя бы против С-300)».
Возникает резонный вопрос, почему?
Оказывается, справочные характеристики эффективной площади рассеяния (ЭПР) F-35 указаны в направлении нормали, то есть тогда, когда самолет летит строго на радар. «При атаке „лоб в лоб“ ЭПР „Молнии-2“ является самой маленькой, возможно, даже и невидимой для русских радаров, — поясняет Антониадес. — Против одинокой системы С-400, размещенной посреди пустоши, F-35 просто обязан воспользоваться этим „слепым пятном“. Но попытка найти одно единственное направление по нормали, скорей всего, будет стоит жизни летчику».
Отметим, что даже если F-35 движется в так называемой «слепой зоне», то согласно радиолокационного уравнения зенитчики С-400 все равно увидят «невидимку» на расстоянии 30 км. Как язвят американские «диванные эксперты», русским хватит несколько секунд для катапультирования куда подальше, но в «Триумфе» такой системы нет. Значит, ЗРК станет для расчета могильным камнем.
Безусловно, конкретные методы преодоления истребителями Lightning II комплекса С-400 засекречены в компании Lockheed Martin. По скупой информации из американской прессы, можно узнать, что несколько истребителей F-35, использующие систему радиоэлектронной борьбы ASQ-239, все-таки найдут «слепое пятно» «Триумфа» еще до входа в зону поражения. Повторимся, речь идет о ситуации, когда ЗРК стоит в чистом поле и действует без поддержки других средств ПВО.
Мильтос Антониадес утверждает, что в дуэли С-400, скорей всего, собьет одинокий истребитель F-35, но одинокий «Триумф» погибнет, если будет атакован группой «невидимок». В то же время два и более, соединенных между собой, ЗРК уже смертельно опасны для стаи Lightning II. В связке нескольких радаров просто не будет «слепых зон».
Новости партнеров
Иначе говоря, у каждого Wunderwaffen есть слабые места, однако трудно представить себе такое развитие событий, при котором ЗРК С-400 вдруг окажется один и в пустоше. Концепция любой ПВО, в том числе российской, основана на эшелонированной и взаимосвязанной обороне. Янки ее еще называют интегрированной сетью АА, самая надежная из которых создана в РФ. Только отключившись от нее, можно подставиться под удар группы F-35. Например, когда ставится задача дискредитации «Триумфа» иностранными зенитками, завербованными американскими спецслужбами.
Предположим, что F-35 все-таки смог приблизиться к С-400 на дистанцию атаки — где-то 150 км. Такие эксперименты ставились в ходе учений ВВС США против имеющихся у союзников С-300.
«Как только откроется отсек самолета-невидимки для пуска боеприпаса (даже на расстоянии 150 км), в диспетчерской ЗРК послышится противный пищащий сигнал, — делится своими знаниями Антониадес. — Возникает вопрос, расчет С-400 сразу ли обесточит свои радары? Ну, если у него есть хоть какая-то приличная подготовка, то — да. Дадут ли зенитчики залп в направлении угрозы, прежде, чем отключиться? Опять же, скорей всего, да. И тут-то начинается самое интересное и непредсказуемое».
Во-первых, пущенные ракеты «земля-воздух» смогут сбить «невидимку» — слишком уж мало времени у летчика, чтобы уйти от поражения. Любой глюк (а их в F-35 предостаточно) и даже секундное замешательство сыграет на руку российским зенитчикам. Во-вторых, противорадиационные управляемые ракеты могут поразить С-400. Но могут и ударить мимо.
«Кто знает, как будет в реальности, — рассуждает эксперт, — Эшелонированная ПВО имеет радары-ловушки, расположенные поблизости от ЗРК. Правда, не факт, что AGM-88E клюнет на обманки».
Кто сильнее — наш С-400 или американский F-35, может показать только реальная схватка между ними (не дай бог ей случиться), а не крики ура-патриотов и громкие заголовки статей. Только тогда появится достоверная конкретика, хотя и последующие тактики тоже будут корректироваться с обеих сторон. Очевидно одно: американцы вынуждены признать, что сегодня их «невидимка» бессильна перед «Триумфом».