Дальнобойная, точная, мощная — уже осенью американский концерн Northrop Grumman получит из военного бюджета страны первый транш из 85 миллиардов долларов, выделенных на создание принципиально новой межконтинентальной баллистической ракеты. Предполагается, что к середине 30-х это оружие полностью заменит все 450 МБР шахтного базирования Minuteman III в составе сил стратегического сдерживания США.
На замену «Минитменов»
Новости партнеров
Конкурс на новую МБР шахтного базирования в США объявили еще в 2016-м. За заказ решили побороться два промышленных гиганта — Boeing и Northrop Grumman. В 2017-м компании получили из бюджета деньги на эскизный проект — 349 и 329 миллионов долларов соответственно.
В 2019-м концерн Northrop Grumman сделал хитрый ход: приобрел компанию Orbital OTK, поставлявшую Boeing твердотопливные ракетные двигатели. В результате аэрокосмическая корпорация лишилась шансов на успех и отказалась от конкурса. В декабре Northrop Grumman, ввиду отсутствия конкурентов, признали победителем.
Проекту новой МБР присвоили обозначение GBSD (Ground based strategic deterrent — «Оружие стратегического сдерживания наземного базирования»). Срок службы перспективной ракеты оценивают в 50 лет — она должна поступить на вооружение в конце этого десятилетия и оставаться в строю вплоть до 2080-го. Информации в открытом доступе об этом оружии пока немного. Известно, что по массогабаритным характеристикам МБР будет примерно соответствовать Minuteman III, так как существенно дорабатывать шахтные пусковые установки не планируется.
Соответственно, не изменятся и места базирования МБР. Сейчас Minuteman III развернуты на трех базах ВВС США — Уоррен (штат Вайоминг), Мальмстрем (штат Монтана) и Майнот (штат Северная Дакота). На каждой — по 150 ракет. По планам Пентагона первые МБР проекта GBSD поставят на боевое дежурство в 2027-м, а полностью заменят предшественников к 2036-му.
Ракета будет трехступенчатой, твердотопливной, с дальностью не менее 15 тысяч километров. Высокую дальнобойность обеспечит новое смесевое топливо. Естественно, задействуют самую современную элементную базу. Точность значительно повысится за счет коррекции по сигналу GPS.
Головная часть — с разделяющимися боевыми блоками индивидуального наведения. На GBSD установят термоядерные боеголовки W87 в варианте mod 1. В каком количестве, пока неизвестно, однако мощность каждой оценивают в 475 килотонн. Первыми 300-килотонными модификациями W87 оснащали тяжелые шахтные МБР LGM-118A Peacekeeper. Их приняли на вооружение в 1986-м, и они стояли на боевом дежурстве вплоть до 2005-го, когда последние ракеты утилизировали по условиям договора СНВ-II.
Полвека в строю
Новости партнеров
Сейчас единственные шахтные МБР в американских ядерных арсеналах — LGM-30G Minuteman III, принятые на вооружение в 1970-м. Хотя их не раз модернизировали, это оружие вчерашнего дня. Дальнейшее содержание и усовершенствование этих ракет экономически нецелесообразно.
«Продление срока сохранения на вооружении Minuteman III менее выгодно по затратам, чем GBSD, — сообщил весной прошлого года генерал-лейтенант ВВС США Ричард Кларк. — У МБР данного типа будут поэтапно устаревать такие компоненты, как двигатель, система наведения и вид топлива. Если эти системы постепенно выходят из строя, то и ракету ждет та же судьба. На модернизацию требуется все больше денег».
Все остающиеся в строю 450 «Минитменов» оснащены моноблочной боевой частью мощностью 300 килотонн. Дальность полета — около 13 тысяч километров. Система преодоления современной ПРО с 70-х годов прошлого века существенных изменений не претерпела и фактически исчерпывается лишь комплектом дипольных отражателей и несколькими ложными целями.
«Сармат» придет раньше
Замене ракет шахтного базирования в Пентагоне долго не уделяли должного внимания, поскольку в гипотетической третьей мировой войне США всегда делали ставку на баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и крылатые боеприпасы стратегической авиации. Так, на боезаряды, развернутые на БРПЛ Trident II — штатном вооружении атомоходов Ohio, — приходится более половины всего арсенала сил ядерного сдерживания США.
А в России МБР наземного базирования всегда были основным компонентом ядерной триады — самым мощным и многочисленным. Неудивительно, что Минобороны уделяло их модернизации первоочередное внимание. За минувшие десятилетия РВСН получили несколько новых ракет, таких как моноблочные ракетные комплексы «Тополь-М» мобильного и шахтного базирования, а также их дальнейшее развитие — МБР РС-24 «Ярс», принятые на вооружение в 2009-м. Они способны нести четыре боевых блока мощностью от 300 до 500 килотонн и бьют на 12 тысяч километров. При этом располагают современными средствами преодоления систем ПРО.
Однако настоящий прорыв российской оборонки — комплекс РС-28 «Сармат». Эти тяжелые ракеты заменят еще советские Р-36М2 «Воевода». Каждая сможет забросить на территорию вероятного противника свыше десяти боевых блоков. Дальность, по разным оценкам, — от 16 до 18 тысяч километров. В перспективных МБР заложен принцип «орбитальной бомбардировки», то есть «Сармат» готов атаковать цели на территории США, в том числе по суборбитальной траектории через Южный полюс — в обход развернутых комплексов ПРО.
Новая ракета появится в арсенале РВСН значительно раньше, чем перспективная МБР у американцев. По словам вице-премьера Юрия Борисова, скоро начнутся летные испытания. Как ранее сообщил замминистра обороны Алексей Криворучко, первые серийные ракеты поступят на вооружение в 2021-м. С декабря прошлого года в Ужурском соединении РВСН уже готовятся к оснащению «Сарматами».