Михаила Ефремова после пьяного ДТП на Смоленской площади со второй попытки отправили под арест. Правда, лишь под домашний. При этом медэкспертиза нашла в анализах актера не только алкоголь, но также следы кокаина и каннабиноидов. Уже появлялась информация, что актер намеревался оспорить меру пресечения.
За деятеля искусства и «гражданина поэта» вступились многие и многие представители «культурной элиты», немало было сказано слов сочувствия в связи с «болезнью» Ефремова, а ведь если человек болел – то значит, страдал. Гораздо меньше слов сострадания прозвучало от именитых персон по отношению к скончавшемуся в результате этого трагического происшествия Сергею Захарову и его семье. О нем известно немного. 58-летний мужчина из Рязани, работал водителем-курьером интернет-магазина. После происшествия у него диагностировали перелом ребер с двух сторон, перелом шейного отдела позвоночника, перелом бедра, закрытую черепно-мозговую травму и травмы внутренних органов. Его смогли реанимировать в машине «скорой», однако впоследствии он все равно скончался.
Новости партнеров
Судя по всему, как это часто происходит с попавшими в жуткие истории элитариями, были попытки «замять» скандал и «спустить на тормозах». По некоторым данным, заступничество за Ефремова продолжается и сейчас. От кого и как поступает помощь и поддержка – версий множество, благо что заступников в театральной и прочей творческой среде, имеющих властных покровителей на самом верху, великое множество. И нередко покровители вполне готовы на это пойти, даже если (или «особенно если»?) протекция нужна такому ярому критику режима.
Информированный телеграм-канал «Незыгарь» отмечает, что вопрос действительно дошел до уровня Кремля. «Говорят, что вопрос – с кем вы, мастера культуры – для части Кремля уже не стоит. Так что и вчерашний ночной обыск у Ефремова – это не про поиск наркотиков, а про создание комфортных условий дожития корифея сцены до суда».
Но политолог Сергей Марков указывает, что произошедший скандал с «созданием комфортных условий» мэтру сцены может иметь негативные последствия для всей властной верхушки.
«Убийство пьяным Еферемовым «простого нашего русского мужика Сергея Захарова» стремительно становится главным общественно-политическим событием в России. Что происходит политически? Возмущение в обществе огромное, потому что все уверены, что Ефремов не понесет серьезного наказания. Потому что, мол, он уже десятки раз ездил пьяный за рулем и не понес серьезного наказания. Потому что уже сейчас его упорно защищают друзья с властью и деньгами. Потому что после трагедии он не арестован, а спокойно сидит дома. Потому что люди чувствуют презрение к жизни простого человека, как Сергей Захаров, со стороны тех, у кого много власти и денег. Потому что в российской элите сильно убеждение, что им разрешено нарушать и закон, и мораль», – говорит он.
По его мнению, возмущение делом Ефремова, неспособностью власти защитить простой народ от «обнаглевших представителей элиты», может привести к резкому взлету антистеблишментарных настроений.
На коротком тренде, как считает Сергей Марков, это приведет к падению явки на референдуме по Конституции, если власти, как сейчас, будут демонстрировать вялость. На длинном тренде это приведет к падению рейтинга Владимира Путина, если Ефремов уйдет от серьезной ответственности, – если власть окажется неспособной его наказать. На длинном тренде, как считает политолог, это также может стать важным импульсом к будущим массовым выступлением против истеблишмента. «Кто эти выступления возглавит и в чьих интересах они пойдут? Вопрос открытый», – говорит он.
Впрочем, с ним готов не согласиться социолог Борис Кагарлицкий. По его мнению, к 1 июля этот инцидент уже вряд ли будут помнить.
Новости партнеров
«Конечно же, вина Ефремова в данном конкретном случае очевидна, но установить ее должен суд. Повлияет ли вся ситуация с известным актером на ход и итоги голосования по Конституции? Не думаю, просто потому, что влиять на итоги будут все-таки другие факторы и, мне кажется, другие люди. А ДТП с Ефремовым к 1 июля во многом забудется, увидите», – заявил Борис Кагарлицкий.
Впрочем, главный редактор RT – «рупора властей» – Маргарита Симоньян уверена, что наказания Ефремову не избежать, а кто в этом сомневается – просто не знает современных российских реалий.
«Это надо совсем не знать современные реалии своей страны, чтобы думать, что Ефремов не сядет, потому что известный человек, а вот простого-то человека за такое обязательно бы посадили… Именно потому, что известный человек, именно потому что столько шума – Ефремов обязательно сядет», – говорит Маргарита Симоньян.
Она приводит пример – в 2019 году в ее когда-то родной деревне произошло практически аналогичное ДТП, в котором жертва была не одна, а вот молодой и пьяный участник аварии не сел и остается на свободе. Родня этого лихача собрала деньги и откупила его, и именно потому, что отсутствовал какой-то значимый резонанс. Ну, ДТП с двумя трупами – мало их у нас бывает?
Она также напоминает историю футболистов Мамаева и Кокорина. «Много у нас людей садятся за банальную драку без тяжелых последствий? А вот Мамаев с Кокориным сели. Именно потому что известные и шуму много», – напоминает Симоньян.
Трагичность происшествия с участием Ефремова, демонстративное пренебрежение общепринятыми нормами поведения, желание какой-то части общества чтобы «сел, как все» – все это в совокупности якобы уже не оставляет представителю известной театральной фамилии никаких шансов. Ни деньги, ни связи, ни даже личное хорошее отношение большинства из тусовки к слабостям актера Ефремова в данном случае не помогут – тот случай, когда требуется жертва и показательная расправа.
Публицист и политолог Анатолий Вассерман указывает, что отношение к событию даже тех, кто поначалу поддерживал Ефремова, серьезно изменилось буквально за сутки.
«Я сам видел комментарии по горячим следам с ДТП с участием Ефремова, особенно еще 9 июня, где были попытки вбросить тему, что, мол, его «напоили», «подставили» и т.д. Сегодня, кстати, все подобного рода комментарии и «мнения» представителей так называемой «либеральной тусовочки» уже активно подтираются в Сети, а их авторы меняют позицию на более, скажем, сдержанную. Как политолог я это заметил и видел», – заключил он.