Коварный SARS-CoV2, вырвавшись в начале текущего года из Китая, натворил немало бед. На счету у «уханьского вируса» сегодня уже тысячи жертв по всему миру. Кроме того, экономика многих стран пришла в упадок, а объявленные карантины стали причиной появления и психологических проблем у населения.
Конечно, причины и следствия создавшейся ситуации ещё будут пристально рассмотрены и изучены. И к этому призывает, в частности, Всемирный Русский Народный Собор, обратившийся к генеральному прокурору России Игорю Краснову, председателю СКР Александру Бастрыкину и директору ФСБ Александру Бортникову с просьбой провести прокурорскую проверку и расследование обстоятельств, приведших к возникновению и распространению COVID-19, а после и пандемии коронавируса, захватившей весь мир.
Новости партнеров
И в этом случае немало вопросов есть не только к специалистам-вирусологам, в том числе и к китайским, но и к Всемирной организации здравоохранения, которая координировала борьбу против пандемии. Занималась подобной координацией ВОЗ не в первый раз, информируя мир о том, как распространяется болезнь, сообщая число заболевших, выздоровевших и умерших от COVID-19. И, судя по результатам, в очередной раз, мягко говоря, опростоволосилась, провалив борьбу с коронавирусом.
Критика в адрес всемирной организации сейчас звучит со всех сторон. Насколько она оправданна и что вообще из себя представляет эта струтура? Попробуем разобраться.
Всемирная организация здравоохранения была создана после окончания Второй мировой войны в качестве специального подразделения ООН. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Среди основных задач ВОЗ значится предупреждение и борьба с инфекционными заболеваниями и, соответственно, эпидемиями. Как видим, намерения самые благие. Так почему же ВОЗ уже успела оказаться в центре скандалов, один из которых был даже назван «медицинской аферой»?
Доноры ВОЗ
Поскольку организация является структурой ООН, то она, по идее, должна существовать на отчисления от стран-участниц, размер которых зависел, прежде всего, от численности их населения. США при этом были самым крупным донором. Так продолжалось в первые несколько десятилетий существования организации. Но потом ситуация стала меняться.
Судя по данным, опубликованным на официальном сайте ВОЗ, сейчас доля взносов от стран-участниц довольно скромная – всего-то от 17 до 28% от общего бюджета организации. Остальные средства, на которые ВОЗ осуществляет свои проекты, – это добровольные пожертвования. Вносят их Великобритания (8%), Германия (6%) и Всемирный банк (3%), а также, среди всех прочих, различные фонды и фармацевтические компании.
Надо сказать, что несколько лет назад в структуре Всемирной организации здравоохранения произошли серьёзные изменения, после чего к реализации программ были допущены частные организации. Таким образом, с 2016 года коммерческие компании получили возможность оказывать влияние на те или иные стратегические решения ВОЗ.
Новости партнеров
И тут стоит напомнить о добровольных спонсорах организации, среди которых особняком стоит фонд Билла Гейтса и его жены Мелинды. Ещё один серьёзный спонсор ВОЗ – Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (GAVI). Его основателем и вдохновителем также является Билл Гейтс.
К слову, от фонда Гейтсов в настоящее время поступает от 10 до 14% от всего бюджета ВОЗ. Общая же сумма пожертвований с начала нового тысячелетия составила уже 2,5 миллиарда долларов. То есть один из богатейших людей планеты фактически занял позицию главного донора ВОЗ. И его планы, скорее всего, для организации являются приоритетными. При этом наибольший интерес для Гейтсов представляют программы по вакцинации. И тут есть один любопытный момент.
Свой карман – главное
Если обратить внимание на программу по вакцинации против полиомиелита, то она, безусловно, была довольно успешной. Но не менее успешной она оказалась для нескольких фармацевтических компаний.
Возможно, это и не привлекло бы особого внимания, если бы представители эти компаний не входили в правление фонда Гейтсов. И победа над полиомиелитом спровоцировала резкий скачок стоимости акций этих самых компаний, среди которых можно было бы выделить неоднократно оскандалившуюся Roche Holding.
В свою очередь и фонд Гейтсов тоже владеет акциями этих фармацевтических компаний. Это дало возможность СМИ предположить, что ВОЗ тем или иным образом, но лоббирует интересы «финансирующих её международных фармкомпаний», которые свои инвестиции используют в качестве «троянского коня для продвижения собственных приоритетов».
Кто «заказывает музыку»?
Этот вопрос заинтересовал общественность еще во время «всемирной пандемии», объявленной ВОЗ в 2009 году. Тогда речь шла о свином гриппе. В Европейском совете неспроста деятельность организации назвали «медицинской аферой». Ведь под нажимом ВОЗ, убедившей всех в том, что «свиной грипп распространяется в международных масштабах с беспрецедентной скоростью», что, конечно, не сильно противоречило существовавшей на тот момент ситуации, правительства многих стран стали в огромных количествах закупать лекарства от гриппа Tamiflu (производство Roche Holding) и Relenza (компания GlaxoSmithKline). Только препарат Tamiflu был закуплен 85 странами на общую сумму почти в 18 миллиардов долларов. Запас по большей части оказался невостребованным.
Новости партнеров
В том же 2009 году ВОЗ настоятельно рекомендовала провести массовую иммунизацию населения от свиного гриппа. Благодаря тому, что большинство стран к рекомендациям организации прислушалось и вакцины были закуплены, прибыли фармацевтических компаний достигли только в Европе 7 миллиардов евро.
Тогда-то и появились подозрения в том, что ВОЗ вступила в прямой сговор с производителями вакцин, в частности с Roche Holding, «преувеличив масштабы опасности пандемии, не раскрывая при этом реальную информацию».
К слову, после завершения пандемии-2009 во многих странах пришлось просто уничтожать ненужные запасы лекарств и вакцин из-за истечения срока их действия.
«Фальшивая пандемия»?
После того как пандемия свиного гриппа пошла на спад, в адрес ВОЗ посыпались обвинения в том, что на самом деле «пандемия была фальшивой».
«С целью продвижения своих лекарств и вакцин против гриппа фармацевтические компании повлияли на учёных и официальные структуры, ответственные за стандарты в области здравоохранения, которые подали сигнал тревоги правительствам всего мира», — заявил тогда глава комитета здравоохранения Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Вольфганг Водарг.
Летом 2010 года в одном из международных научных журналов появилась статья, авторы которой прямо указывали на то, что учёные, дававшие советы ВОЗ во время минувшей пандемии, «выполняли оплачиваемую работу в интересах фармацевтических компаний».
В тот момент ВОЗ возглавляла Маргарет Чан, которая категорически отметала все обвинения в адрес организации. По её словам, в ВОЗ и подумать не могли, что «некоторые европейские политики выдвинут обвинения в объявлении «фальшивой пандемии» по совету экспертов, имеющих связи с фармацевтической индустрией и получивших персональную выгоду».
При этом, назвав обвинения «отголосками теорий заговоров», Чан отказалась раскрывать имена 16 экспертов чрезвычайного комитета, на основании рекомендаций которых ВОЗ и принимала решения по борьбе с пандемией.
В чём обвиняют ВОЗ в случае с пандемией коронавирусной инфекции?
Оставим в стороне очередную «войну» между США и Китаем по вопросу появления вируса, вызвавшего COVID-19, а обратим внимание на то, как действовала ВОЗ в этой ситуации. Скажем прямо: действия организации были непоследовательными и просто провальными.
Сначала организация серьёзно опоздала с выпуском предупреждения о появившейся угрозе, не придав поначалу значения «уханьскому вирусу». Затем не обратила внимания на появившиеся ещё в конце прошлого года сообщения о том, что вирус может передаваться от человека к человеку, дожидаясь официального оповещения из Пекина.
После того как стало известно о первых инфицированных больных в других странах, ВОЗ выступила с заявлением: «Ситуация чрезвычайная только для Китая», создавав таким образом «ложное чувство безопасности».
30 января, признав вспышку коронавирусной инфекции «чрезвычайной ситуацией», ВОЗ порекомендовала не прерывать транспортного сообщения между странами.
О пандемии коронавирусной инфекции ВОЗ возвестила только 11 марта, когда заболевание уже было выявлено в 115 странах мира. Дальнейшие действия и рекомендации организации тоже сложно назвать последовательными. Собственно, происходит такое не в первый раз.
Получается, что ВОЗ, основной задачей которой является защита здоровья людей, снова проявила «вопиющую небрежность». А может быть, как считают некоторые критики, и в этот раз свою роль сыграли «нетипичные» интересы организации, в частности «нездоровые отношения с Пекином» и «слепая доверчивость» по отношению к китайским властям?
На фоне ситуации с пандемией коронавирусной инфекции усилились подозрения в том, что Пекин оказывает на руководство ВОЗ «возрастающее влияние», а странная нерасторопность международной организации стала ещё одним результатом «политического лоббирования» из Китая. Именно на это указывал автор материала, опубликованного ещё в апреле в журнале The Strategist.
К примеру, под давлением китайского руководства ВОЗ пошла весной прошлого года на довольно странный шаг, признав традиционную китайскую медицину. Такое решение в медицинском и научном сообществе понимания не нашло. Напротив, многие учёные увидели в этом проявление «вопиющего пренебрежения и безответственности».
Неизвестно, узнаем ли мы когда-нибудь, почему ВОЗ принимала в ситуации c COVID-19 довольно странные решения, продолжая хвалить Пекин за «прозрачность». И это притом что эксперты ВОЗ даже не были приглашены китайской стороной к участию в изучении истоков коронавирусной инфекции. Между тем США продолжают грозить расследованиями всей этой истории. И едва ли позиция ВОЗ останется без внимания.