Чем глубже погружается российский «Титаник» в пучины дешевой нефти, тем больше граждан вспоминает о том, как же оно было раньше – в той системе, при которой страна не знала, что такое Великая депрессия, никто судорожно не следил за курсом рубля или доллара, а эпидемии не приводили к обрушению экономики. В той системе, которую выстроил Владимир Ильич.
Почти сенсацией стало недавнее исследование Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в котором больше половины (57%) граждан в возрасте от 18 до 30 лет оценили роль Ленина в истории положительно. Примерно те же показатели и в остальных возрастных группах.
Новости партнеров
Но если молодое поколение оказалось не подвержено пропаганде телевизора, байкам «дудей» самых разных мастей и не верит на слово президенту, который нет-нет да плюнет в советское прошлое – значит, не все потеряно. Значит, молодежь готова строить более справедливое общество.
Фото: t.me/russica2
Но что нам скажут с экранов телевизоров сегодня? Мало того, что власти хотели организовать в этот день выходной и голосование по «скрепным» конституционным поправкам – теперь у страны целый месяц так называемых «оплачиваемых выходных», но никакого голосования нет. И пока все слова высших государственных деятелей остаются лишь словами – поддерживать граждан, а с ними и рабочие места никто не собирается. В приоритете только «системообразующие предприятия», в список которых входят только свои, приближенные. Ну а все остальные под громкие обещания из Кремля опять не вписываются в рынок.
И как тут не вспомнить слова Ленина о том, что «честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости». Прошло уже 150 лет со дня рождения вождя мирового пролетариата, а он до сих пор обличает власть капитала.
Молодое поколение устало от сказок реальности – оно ищет справедливость в прошлом
- Комментирует журналист Константин Семин:
– Все больше людей, в том числе молодых, вынуждены расставаться с иллюзиями. Их к этому толкает жизнь, которая за последние месяцы очень сильно ускорилась. Теперь она разбивает все «розовые очки», лишает молодых людей работы, перспектив, образования. Я думаю, что эти симпатии к Ленину в первую очередь являются свидетельством отмирания идеологии, которая утвердилась в нашем обществе после 1991 года и активно навязывалась в том числе молодежи через университеты, через образовательный процесс. То есть то, чему учили молодежь, больше ее не интересует – это является индикатором не столько любви и симпатии к Ленину, сколько разочарования молодых граждан в текущем порядке вещей в целом.
Новости партнеров
Я думаю, очень немногие полностью и безоговорочно верят той картине реальности, которую изображают государственные средства агитации и пропаганды. Если раньше можно было спорить, была какая-то двусмысленность – все хорошо или все плохо, полон или пуст стакан, то сейчас с началом экономического кризиса я сравниваю эту ситуацию с известной сказкой – «Три поросенка». Когда братцы, переругиваясь, строили каждый собственный дом, и каждому казалось, что именно его дом уцелеет и устоит. В конечном счете, оказалось, что ни дом из соломы, ни дом, построенный из веток, не могут выдержать напора внешней силы.
И сейчас для всех, в том числе для молодежи, становится очевидным, что наша власть на протяжении как минимум 20 лет под разговоры об Олимпиадах, о стройках, о Крымских мостах, о стабильности, строила соломенный дом. Это тот самый сказочный момент, если уже вспоминать Ганса Христиана Андерсена, когда всем становится очевидно, что король голый. И вопрос только в том, кто первый прокричит это и кто первый обратит внимание всех на эту вопиющую наготу.
От державы – к периферии…
- Комментирует историк Борис Юлин:
– Мы стали тем, к чему шла Российская империя в свое время – сырьевым придатком промышленно развитых держав. Как нас называли – «энергетическая сверхдержава» – то есть фактически это страна, которая подвергается ограблению и эксплуатации извне. Мы стали периферией. И с каждым годом у простых граждан, рабочих гарантий и прав становится все меньше, этот процесс продолжается.
А когда-то нам была нестрашна и Великая депрессия. Тогда в стране была не просто плановая – была социалистическая экономика. Кризисы порождает не то, что экономика хаотическая, а то, что постоянно богатство растет быстрее, чем производство материальных благ, за счет того, что существует такое понятие как прибыль. Советская экономика сводилась по балансу в ноль. То есть там не было получателей прибыли, поэтому не было и условий для кризиса. Поэтому когда во всем мире бушевала Великая депрессия, в Советском Союзе шел довольно бурный подъем. Тем более Великая депрессия позволяла в это время жадным капиталистам выкручивать руки и заставлять их сравнительно за недорого продавать новые технологии и предприятия.
Сегодня об этом строе не вспоминают, потому что это будет затрагивать напрямую интересы богатых и уважаемых людей. Потому что именно они являются выгодополучателями при капитализме, и отказ от этого приведет к тому, что они станут обычными людьми – как все вокруг, что для них неприемлемо. А о Ленине не хотят говорить, скорее, по другой причине. Ленин является, как и Сталин, очень сильным контрастом. Многие не понимают, как на самом деле управлялось советское государство после революции, когда как раз председателем Совета народных комиссаров был товарищ Ленин. У нас сразу после революции были заложены электростанции по плану ГОЭЛРО, и первую успели достроить еще до окончания гражданской войны. Открывались многочисленные вузы, создавались НИИ тоже прямо во время гражданской войны. И теперь мы видим, что сделано в Российской Федерации за 30 лет ее так называемой независимости – 30 лет «непрерывных успехов», которые ни к чему не привели, ничего не достигнуто.
Кто-то забыл о заветах Ильича и «обнулился» вместе с властью
- Комментирует социолог Борис Кагарлицкий:
– Можно сказать, что потеря связи с общественным движением, с общественной борьбой – это достаточно типичное явление. Мы прекрасно помним, что в свое время Ленин нападал на многих социалистов, социал-демократов, причем еще задолго до того, как произошел раскол между большевиками и меньшивиками как разными партиями, пока они еще оставались в одной единой партии в качестве разных фракций. Он постоянно критиковал тех или иных деятелей за то, что они давно уже стали оппортунистами и не ведут борьбу против буржуазного порядка и вообще против существующего строя, а в основном отделываются какими-то общими красивыми фразами, которые произносятся, что называется, ритуально и формально.
Новости партнеров
Опять же, если быть до конца откровенным, то мне кажется, что оппортунисты конца 20 века сейчас смотрелись бы крайними революционерами, потому что общий сдвиг произошел очень серьезный. Сейчас в официальной политике, на мой взгляд, вообще нет никакой борьбы оппозиционной даже реформистской, даже оппортунистической, даже очень умеренной. То есть зачастую наша оппозиционная политика свелась к тому, чтобы либо поддакивать власти, либо стараться изобразить некое недовольство действиями власти, ничего при этом не делая.
Поэтому ситуация, конечно, достаточно стандартная. Она, в общем, понятна, учитывая, что российская политическая система является одной из наиболее жестких в развитом мире и фактически требует в качестве цены за участие в официальной политике отсутствие какой-либо серьезной деятельности. То есть вы можете заседать в парламенте при одном условии – что вы не будете в парламенте работать. Вы можете быть оппозиционным политиком при условии, что вы не будете бороться за власть.
Я думаю, что в связи с общим кризисом системы, с кризисом режима в первую очередь, может быть даже, произойдет радикальное изменение внутри оппозиции, которую придется пересоздавать и в значительной мере нынешние лидеры оппозиции должны будут уступить место более деятельным, активным и добросовестным людям. Сейчас проблема в том, чтобы преодолеть ту костную систему, которая фактически блокирует реальную деятельность. И надо понимать, что структура этих партий вписана в данную систему и является ее частью. Поэтому не меняя эту структуру, не преодолевая ее, вести оппозиционную деятельность эффективно, по крайней мере, невозможно.
Есть такая партия?
- Комментирует координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов:
– Ленин и нынешние руководители России ставили абсолютно разные цели. Ленин ставил задачу строить государство в интересах большинства населения, в интересах пролетариев – то есть трудящегося большинства. Сегодняшняя власть – Путин и его окружение – ставит совсем другие цели: выстраивать государство в интересах элиты, узкой элитной группы, так называемые «сто богатейших семей России» – олигархи, друзья Путина, как угодно их можно называть. В этом как раз они вполне преуспели.
Другое дело, что Ленин действительно гений, титан, величайший гуманист, потому что он ориентировался на простого человека, на большинство не только в России, но и во всеми мире. А нынешние руководители России – приземленные, они руководствуются философией неолиберализма, потребительства, наживы.
У двух эпох, у двух систем разные целеполагания. Но с точки зрения интересов большинства, простого человека, вообще с точки зрения интересов цивилизации Ленин – это титан. А нынешние руководители России – это пигмеи, карлики, вот и все различие.
И теперь мы видим этот поиск альтернативы обществу потребления. И почему же российские власти упираются, сопротивляются, никак не хотят ответить на этот вызов истории и стать флагманом каких-то перемен? Ответ очень простой – надо посмотреть на их классовую природу. Они выражают интересы крупного капитала, который никак не заинтересован в левом повороте. И принудить их к этому возможно только путем серьезнейшего давления общества, а скорее всего, вообще убрав их с политической арены. Поэтому сегодня мировой кризис, вся эта эпидемия коронавируса еще раз со всей остротой ставит на повестку дня необходимость социалистических преобразований, левого поворота и в России, и в мире. Укрепление государства, планирование экономики, возрождение полноценной медицины, здравоохранения, образования.
Сможет ли Путин и его окружение ответить на этот вызов? Я думаю, что нет. И левый поворот будет проходить уже без них. И в ближайшей перспективе на повестку дня выходит вопрос – а какая политическая сила, какая коалиция сможет сменить действующий политический режим? Я думаю, что левопатриотическая оппозиция в широком ее смысле и должна сегодня брать на себя больше ответственности, становиться более активной, потому что иначе никакого выхода из кризиса не будет.
Личность мирового масштаба
- Комментирует секретарь ЦК Объединенной коммунистической партии Дарья Митина:
– Безусловно, власти уважают и боятся Ленина. Как мы видим, все эти многолетние и многомиллиардные усилия по замалчиванию ленинской памяти, ленинской деятельности, личности – они ни к чему не привели. То, что 57% людей в возрастной категории от 18 до 30 лет высказались в пользу Ленина, это, конечно, большой «привет» и власти, которая уже три десятка лет очерняет его имя. 30 лет людям в уши вливают эту самую жвачку, а она никак не вливается.
То есть, грубо говоря, только 1/5 населения поддалась этой пропаганде. Остальные – нет. Остальные либо воспринимают Ленина как сложную, противоречивую личность с плюсами и минусами, либо однозначно высказываются в поддержку того, что Ленин был выдающимся человеком, оставившим неизгладимый след не только в российской истории, но и в истории мировой. Личность мирового масштаба.
Я считаю, что помимо того, что постоянное поливание грязью своего же прошлого – очень глупая и близорукая политика – правота ленинских идей демонстрируется самой жизнью. Сейчас процент людей, которые читают, изучают Ленина, ищут его в поисковиках в интернете, возрастает. Перед лицом экономического кризиса люди начинают интересоваться, и число читающих марксистскую литературу возрастает, в том числе и произведения Ленина. Интерес к нему растет по экспоненте вне зависимости от государственной политики.