Поиск статьи

ГлавноеАналитикаКитай нащупал уязвимое место США

Китай нащупал уязвимое место США

Опубликовано

Китай нанес удар по Boeing, который уже рекордно проигрывает европейскому Airbus на мировом рынке. Пекин отказался принимать американские самолеты. Будущие потери США оценивают в десятки миллиардов долларов. Бенефициаром станут, конечно, европейские самолеты. Однако потенциальный выигрыш может получить и Россия.

Китай дал указание своим авиакомпаниям не принимать дальнейшие поставки самолетов от компании Boeing, а также комплектующие и детали. На складе американской корпорации уже стоят готовые самолеты, которые изначально предназначались для китайских авиакомпаний.

Новости партнеров

Так, по данным Aviation Flights Group, около 10 самолетов Boeing 737 Max должны были пополнить авиапарк Китая в ближайшее время, включая по два лайнера для China Southern Airlines, Air China и Xiamen Airlines. При этом на Китай, как ожидается, будет приходиться 20% мирового спроса на самолеты.

При этом в Китае летает тысячи как европейских, так и американских самолетов. Только в одной Air China более 400 самолетов Airbus и еще больше Boeing. В авиакомпании China Southern европейских самолетов немного больше – почти 500 штук, но и лайнеров Boeing прилично – порядка 400. В авиакомпании China Eastern около 450 Airbus и более 300 Boeing. У остальных китайских авиакомпаний парк поменьше, но тоже исчисляется сотнями американских и европейских лайнеров.

Американский президент раскритиковал такой шаг Китая. «Интересно, что они только что отказались от крупной сделки с Boeing, заявив, что «не примут» полностью готовые самолеты», – написал Трамп в социальной сети Truth Social. По его мнению, американцам надо немного продержаться – и Китая пойдет на сделку.

Для корпорации Boeing это очень неприятный шаг.

«Отказ Китая от Boeing – это двойной удар: потеря для Boeing ключевого рынка (около 20%) и рост издержек. Китай приносит Boeing десятки миллиардов долларов по еще нереализованным контрактам. Ежегодные потери могут превысить 10 млрд долларов», – говорит Павел Севостьянов, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова.

«Если страны не сядут за стол переговоров, то потеря китайского рынка станет колоссальным ударом по Boeing и Америке. Китайский рынок один из крупнейших в мире. Еще и быстрорастущий. Речь может идти о потере контрактов на десятки миллиардов долларов. Только один Boeing 737 MAX стоит больше 100 млн долларов, а потеря заказов на 10 самолетов – это сразу потеря миллиарда долларов. Не говоря уже о запчастях и обслуживании, на котором Америка тоже хорошо зарабатывала», – говорит глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Второй негативный момент для Boeing заключается в том, что все эти заказы получит его прямой конкурент – Airbus, который еще больше усилит свои позиции на мировом рынке, добавляет эксперт.

Новости партнеров

В последние годы Boeing стал сильно сдавать позиции перед европейским конкурентом. До 2023 года оба авиагиганта шли вровень, но в 2023 году Boeing продал на 207 самолетов меньше, чем Airbus. В 2024 году американцам не только не удалось отыграть потери, результаты стали еще хуже. Boeing отстал от Airbus на целых 418 самолетов. Такого разрыва между авиагигантами никогда не было в истории. Американцы поставили авиакомпаниям всего 348 коммерческих лайнеров, что стало самым худшим результатом с 2005 года (если не считать период пандемии COVID-19). Тогда как Airbus продал 766 самолетов, показав лучший результат с 2019 года.

Авиакомпании стали отказываться от американских самолетов в последние два года из-за инцидента с отвалившейся заглушкой люка Boeing 737 MAX 9, многочисленных проверок регулятора и т. д. Проблемы с безопасностью начали потихоньку убивать американского производителя. И Китай бьет в одно из самых больных и уязвимых мест для США.

«Отказавшись от самолетов Boeing, Китай будет заказывать самолеты Airbus, которые собирают в Европе, а также может нарастить собственное производство Airbus на китайской территории. Третий путь – это собственный авиапром Китая. Но здесь я сильно сомневаюсь, потому что китайский авиапром сильно импортозависим. Он, как и наш бывший «Суперджет», во многом состоит из западных комплектующих», – говорит Роман Гусаров.

У Китая есть узкофюзеляжные самолеты Comac C919. В авиапарках крупных китайских перевозчиков они занимают небольшую долю – менее 100 самолетов в парке. Китайские СМИ писали, что только 40% компонентов в самолете импортные. Однако в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) изучили основных поставщиков С919 и уверяют, что эта доля больше. Почти три пятых из поставщиков являются компаниями из США, треть поставщиков – из Европы, а из 14 ключевых поставщиков из Китая – семь являются совместными предприятиями.

«Если американцы перекрывают ключевые компоненты, то до свидания. Без Запада Китай производить свои самолеты не сможет. Даже если эти компоненты производятся в Европе, он может это делать по американской лицензии или иметь американскую интеллектуальную собственность, и США могут запретить поставки», – говорит Гусаров.

Европа, конечно, с удовольствием заберет себе китайский рынок, если сумеет отстоять свой суверенитет перед американцами, добавляет эксперт.

От торговой войны США и Китая может выиграть российский авиапром. Однако не за счет продажи в Китай наших самолетов МС-21, которые должны быть запущены в коммерческую серию в 2026 году и будут набирать обороты постепенно. «Думаю, что минимум до 2035 года мы будем производить МС-21 только для себя. Нам предстоит полное импортозамещение иностранных самолетов. У нас порядка 600 магистральных самолетов импортного производства, которые нужно заместить», – считает Гусаров.

Что будет через 10 лет на мировом рынке авиаперевозок, сложно прогнозировать. Но Китай вряд ли будет сидеть сложа руки: он продолжит активно импортозамещать собственный самолет и за десять лет вполне справится, полагает эксперт. В целом Китаю не интересно менять самолеты Boeing на российские, он сам хочет стать авиационной державой и летать на собственных самолетах. Поэтому наш совместный проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета с Китаем не имел продолжения: мы хотели денег и доступ на рынок Китая, а китайцы хотели просто заполучить наши технологии и сами производить самолет.

Новости партнеров

Однако пока Китай не стал авиационной державой, Россия может вполне помочь ему на этом пути.

«Если США лишат Китай комплектующих для китайского самолета типа нашего МС-21, то Китаю придется обратиться к нам, чтобы мы спасли проект. Тогда будет уже другой разговор. Мы можем спроектировать компоненты, чтобы потом поставлять их в Китай. У нас уже есть сертифицированный двигатель ПД-14 для такого класса самолетов.

Само собой технологии его производства мы им не отдадим, а производить и продавать будем готовы. Вот в таком формате мы можем оказать поддержку торговому партнеру», – говорит Гусаров.



«Орешник» наших проблем не решит

В чатах все бегают и шепчутся: «Орешник, орешник… ударим орешником». Как будто это какая-то ношпа, выпил, и не болит. Хочется спросить любителей вундервафельных ответов: куда...

Недобрый день и что мы будем с этим делать

Постараюсь без эмоций. Что мы имеем? Эффективную диверсию врага по нашим военным (аэродромы) и гражданским (мосты) объектам. В обоих случаях имеем очевидные провтыки с...

Киев поднимает ставки и сильно рискует

Массированную атаку Украины на гражданскую и военную инфраструктуру в преддверии старта нового раунда переговоров следует воспринимать как попытку Киева поднять ставки. Сейчас в сети много...

Читайте также

Не дожидаясь Стамбула

Похоже, как и в США, у нас тоже никто не сомневается в том, что...

СВО стала гарантией безопасности для Европы

Тысяча человек наших — военнослужащих, мирных жителей, парней, немолодых уже мужчин, женщин средних лет...

Россия добилась своего

Мы стоим на пороге крупного геополитического сдвига — наша позиция о недопустимости дальнейшего расширения...