Поиск статьи

ГлавноеАналитикаКто помог Китаю стать великой промышленной державой

Кто помог Китаю стать великой промышленной державой

Опубликовано

Американские корпорации еще полвека назад стали перетаскивать в КНР свои мощности и активы. Тогда сложно было представить, что эта развивающаяся бедная страна через полвека превратится не в «придаток» США, а в главную опасность для мирового гегемона. Однако без Китая и у американцев не было бы их знаменитых брендов, в том числе продукции Apple. Производить ее в Штатах вдвое дороже, чем в Китае.

Китай в свое время чуть не превратился в промышленную «колонию» США. Еще в 1980-х годах США начали активно перетаскивать свои промышленные мощности за рубеж, и лучшим местом для этого была признана Китайская Народная Республика.

Новости партнеров

Теперь за это придется расплачиваться американцам – жителям Штатов. Вернуть инвестиции и заводы обратно в США будет очень сложно. Яркий пример – это производство продукции Apple в Китае. По оценкам экспертов, Apple собирает до 85-90% смартфонов в Китае, остальное приходится на Вьетнам и Индию.

Перенос производства Apple из Китая в США сделает его очень дорогим. Только исключительно из-за роста стоимости рабочей силы в США цена смартфона вырастет на 25%, плюс дополнительные расходы в целом на производство и логистику. Все это вместе, подсчитали в Bank of America, даст рост цены на 90%. То есть самые дорогие смартфоны станут стоить еще в два раза дороже только потому, что производятся не в Китае, а в США. Сможет ли продукция Стива Джобса выдержать конкуренцию с другими производителями при такой цене или спрос не потянет такого удорожания?

«Из корпораций в Китае имеют свои заводы Tesla, Apple, Boeing, Coca-Cola, PepsiCo, Procter&Gamble и т. д. В сфере услуг в Китае работают практически все международные бренды. Amazon, Netflix, социальные сети и т. д., не говоря уже о секторе общественного питания – McDonald’s, Starbucks и многие другие бренды, в том числе те, кто работает по франшизе», – отмечает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

«США всерьез стали задумываться о релокации своей промышленности в 1980-х годах. Стимулом к этому стала необходимость снижения издержек при производстве товаров, прежде всего на трудовые ресурсы, а также усиленные экологические требования со стороны властей США, влекущие дополнительные значительные расходы корпораций. Это не было сознательной политикой властей США, а решалось на корпоративном уровне. Власти США относились к этому спокойно, поскольку считали тогда, что они сумеют удержать мировое превосходство за счет финансового глобального доминирования. А заводы с производствами, загрязняющие окружающую среду, пусть работают где-то далеко за океаном под контролем американских управленцев», – говорит Ильяс Зарипов, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова.

Крупные и средние американские корпорации остановили свой выбор именно на Китае не только потому, что там была дешевая рабочая сила, но и благодаря реформам руководителя КНР Дэн Сяопина, которые признавали право частной собственности, защищали права иностранных инвесторов и предоставляли гарантии вывода заработанных средств, добавляет эксперт. За американскими корпорациями в Китай последовали и европейские производители.

Тогда это было безусловно благом для корпоративного сектора США. Американские компании благодаря китайской площадке сумели, значительно сократив расходы на трудовые ресурсы и экологию, получить высокие прибыли и сохранить при этом контроль за основными мировыми производственными активами и торговыми потоками, говорит Зарипов. Более того, выиграли и обычные американцы.

«Население США получило дешевые китайские товары, сделанные под американским контролем и по их стандартам, поэтому обладающие приличным качеством», – говорит Зарипов.

Новости партнеров

По его словам, сначала в Китай была переведена легкая промышленность и сборочное производство. Затем, по мере освоения местным персоналом новых технологий, в Китае появилась также тяжелая промышленность: металлургия, производство техники и оборудования, станкостроение, машиностроение, а затем и высокотехнологические производства – разработка и выпуск микросхем, роботов и т. д.

Китаю это было выгодно по многим причинам. «Во-первых, Китай получил громадные инвестиции в экономику и в развитие инфраструктуры регионов. Строились железные дороги, дороги, мосты, сами производственные здания, вокруг которых вырастали новые города. Во-вторых, Китай получил значительные поступления в бюджет за счет налогов иностранных корпораций. В-третьих, это позволило вовлечь китайских работников в производство и повысить квалификацию трудовых ресурсов за счет иностранных работодателей. В-четвертых, Китай получил доступ к западным технологиям и ноу-хау, изучил их и стал создавать производства-клоны, копирующие западную продукцию и выпуская их под своими брендами», – говорит Зарипов.

Кем бы Китай был сейчас, если бы эти полвека не было ни западных производственных мощностей, ни западных технологий?

«Однозначно можно сказать одно. Мудрые китайцы смогли использовать ситуацию в свою пользу, стали глобальным производителем и крупнейшей мировой экономикой. Китаю по-прежнему удается поддерживать превышающие среднемировые темпы экономического роста. США, конечно, помогли КНР с их промышленным становлением, создав себе серьезного конкурента, который обладает теперь не только экономическим потенциалом, но и политическим влиянием в мире», – говорит Зарипов.

Но, конечно, в этом успехе есть большая заслуга самого китайского бизнеса и китайского государства. «КНР еще в 1997 году поставила задачу создать конкурентоспособные бренды к 2017 году. И эта задача была выполнена на все сто процентов – технологический сектор Китая, автомобильный сектор успешно конкурируют и с США, и с Европой, а сравнительно недавно Китай начал развивать даже собственное гражданское авиастроение, чтобы уйти от зависимости от поставок из США и Европы», – говорит Наталья Мильчакова.

США сами проморгали тот момент, когда стали слишком зависимыми от Китая. «Еще в 1996 году будущий лидер демократического большинства в Палате представителей Нэнси Пелоси говорила о негативных последствиях дисбаланса в торговле США и Китая, приводя практически те же аргументы, которые сейчас приводит Дональд Трамп. Это большой внешнеторговый дефицит, потеря рабочих мест, трансфер информационных технологий и интеллектуальной собственности. Она призывала руководство США принять меры. Однако, по-видимому, продолжение сотрудничества было настолько выгодным для бизнеса как США, так и Китая, что масштаб взаимной зависимости двух экономик продолжал нарастать еще очень долго. Помимо прямой торговли, взаимная зависимость экономик США и Китая возрастала за счет укрепления связей в цепочках поставок», – говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

По ее словам, интересы экономической эффективности пришли в противотечение с интересами национальной безопасности США только в период первого президентского срока Дональда Трампа, который начал торговую войну 2018-2019 годов. Тогда впервые началось существенное сокращение двусторонней торговли и инвестиций в Китай. Разрыв производственных и логистических связей в период пандемии, нарастание геополитической напряженности между США и Китаем усилили стремление США к обеспечению экономической безопасности – в первую очередь за счет переноса стратегически важных производств (например, полупроводников) на свою территорию.

Более того, США в последние годы начали гонения на китайский бизнес в Штатах, который мог привлекать капитал путем размещения акций на американских биржах, отмечает Мильчакова. «Китайская Huawei Technologies подверглась преследованиям в США. Многие публичные компании из КНР были вынуждены покинуть американские биржи из-за невыполнимых требований к листингу и раскрытию информации, и самый свежий пример – судьба американского филиала TikTok, до сих пор находящегося в подвешенном состоянии, так как вопрос с его продажей американскому инвестору пока решиться не может», – отмечает Мильчакова.

Новости партнеров

По ее мнению, из-за недружелюбия властей США к китайскому бизнесу, особенно в свете того, что там происходило с Huawei и происходит с TikTok, китайские корпорации вряд ли в ближайшие несколько лет захотят там вести бизнес. А вот расширение в страны Юго-Восточной Азии – например, в Таиланд, Индонезию, Сингапур – у китайских производителей автомобилей и технологических компаний уже происходит.

Зарипов тоже не видит необходимости спешить с переносом производств в США. «Пока что пошлины США не ввели против России и Белоруссии. Может быть, стоит рассмотреть и этот вариант?» – заключает он.

vz.ru



Для освобождения Курской области России нужна одна святыня

Российские военные начали штурм Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря в Курской области. Под огневым контролем находятся все возможные пути отхода группировки ВСУ из села Горналь....

У украинского ВПК полная катастрофа: «Российские „Герани“ бьют массированно, ночью, волнами, ПВО бессильна»

«Оборонка» Зеленского горит ярким пламенем от Славянска до Бровар Российская армия продолжает успешные удары по объектам украинского ВПК. Только за последние недели, по оценкам независимого...

Фашисты при параде: Зеленский собирает всех нетопырей в Киеве

9 мая 2025 года будет составлен список для будущего Нюрнберга Будет очень интересно посмотреть, кто же из европейских лидеров откликнется на приглашение Зеленского и приедет...

Читайте также

«Подставил Трампа». Кто на самом деле стоит за новым мировым кризисом

Не разбирается в экономике, зато имеет "воображаемых друзей" — так говорят о соратнике Трампа,...

МИД России: Киев более 60 раз нарушил мораторий на удары по объектам энергетики

Киев нарушил 30-дневный мораторий на удары по объектам энергетики более 60 раз, передает РИА...

ВСУ бросили все силы на удержание Горналя, сообщила группировка «Север»

ВСУ бросают все силы на удержание Горналя в Курской области, в том числе при...