Накануне глава Пентагона Пит Хегсет заявил о готовности США воевать за Панамский канал.
«Китайские компании продолжают контролировать критически важную инфраструктуру в районе канала, что даёт Китаю возможность осуществлять наблюдение за всей Панамой. Это делает Панаму и США менее защищёнными, менее процветающими и менее суверенными. И, как сказал президент Дональд Трамп, эта ситуация неприемлема… Я хочу быть предельно ясным: Китай не строил и не будет использовать Панамский канал в качестве оружия». Конец цитаты.
Новости партнеров
Не знаю, подразумевал ли американский министр обороны решимость Белого дома силой выдавить Китай из Панамы, а равно (это вполне просматривается) и из Латинской Америки, а следом из всего западного полушария, но прозвучало это довольно грозно. Видимо, так и задумывалось.
Тем не менее, совершенно очевидно, что торговую войну с Пекином Вашингтон уже начал. Несмотря на довольно внушительный список стран, попавших под американский тарифный град, нет никаких сомнений в том, что его главными целями были КНР и Евросоюз.
Первой Трамп уже повысил пошлины до 104%. Как рассказал журналист Fox Business со ссылкой на Белый дом, пошлины США на продукцию из Китая в размере 104% начнут применяться уже с 9 апреля. То есть, с сегодняшнего дня.
От второго — требует репараций за прежние годы неравноценного торгового обмена.
«Мы установили большой тариф для Европы. Они садятся за стол переговоров; они хотят говорить, но разговоров не будет, пока они не будут платить нам большие деньги ежегодно — не только за настоящее, но и за прошлое», — заявил Трамп на борту Air Force One.
Не менее очевидно и то, что в этой войне Трамп и США остались без союзников. Они не могут, как раньше положиться на Европу, чья политическая элита настроена крайне враждебно по отношению к нынешней вашингтонской администрации.
«Торговая война, начатая Дональдом Трампом, касается всего мира, а не только ЕС и Франции. Я считаю, что, наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы быть едиными. Все те, кто верит в международную торговлю, в свободную торговлю, и демонстрации, сделанные в последние десятилетия — что это способствует росту занятости и сближению между странами, могут вместо этого сблизиться и продолжать торговать между собой. Я думаю, что перед нами даже есть такая возможность», — заявил накануне министр-делегат по вопросам внешней торговли и французских граждан за рубежом Лоран Сен-Мартен.
Новости партнеров
Да и в принципе ещё неизвестно, кто для Трампа является бóльшим врагом — китайцы или евроглобалисты.
На этом фоне на Западе всё чаще звучат голоса, что без союзников, будучи, фактически, «один в поле», Трамп эту войну не выиграет.
Так, по словам одного из самых известных экономических советников Германии Роланда Бергера, Европа будет вынуждена искать пути сближения с другими странами ради совместного противостояния внешнеэкономической политике США.
«Европейцы сближаются — как это уже было в вопросе обороны, так теперь и по вопросам свободной торговли и ответных пошлин. Это может ускорить развитие свободной торговли в других частях мира: Япония, Индия и Южная Корея уже ведут переговоры о зоне свободной торговли».
В то же время «изолированные США в долгосрочной перспективе вряд ли смогут остаться в стороне».
С этой точкой зрения сложно не согласиться. Несмотря на существующие геополитические противоречия, перспектива сотрудничества ЕС и КНР, по крайней мере, в рамках согласованного ответа на действия США и возможного смягчения двусторонних экономических разногласий, совершенно не выглядит фантастической.
Давно уже замечено, что глобалисты — естественный союзник Китая, который, используя их идеологическую зацикленность на противостоянии с Россией, наращивает собственное экономическое и политическое могущество.
При этом Китай не мешает Европе давить на Россию через санкции, в том числе, отказываясь покупать наш газ из западносибирских месторождений (разрешение на строительство газопровода «Сила Сибири-2» до сих пор не получено).
Новости партнеров
В этой связи довольно логичным видится сближение Вашингтона и Москвы, в выгодности которого Трампа активно пытается убедить глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
В чём тут наши «плюшки» — понятно без дополнительных разъяснений. Снятие американский санкций позволит Москве решить большинство экономических проблем (как минимум, избавиться от зависимости от Пекина). А выход США из украинской войны ускорит падение киевского режима.
Но не менее важно и то, что в развязанной торговой войне Вашингтону было бы крайне невыгодно получить Россию в качестве противника, точнее, союзника самого сильного из противников США, поскольку в ближайшей перспективе это могло бы иметь самые неприятные последствия для Америки в целом и лично для Трампа.
По этому поводу знаменитый американский режиссёр Оливер Стоун ещё раз напомнил об искусственности американской русофобии.
«Вся эта история с ненавистью к России настолько негативна. Это так не по-американски. Они потенциально наши лучшие партнёры, как и китайцы. У нас есть менталитет, что они враги. Это всё привито пропагандой. Если вы отправитесь в Китай или в Россию, вы не услышите таких злобных разговоров». Конец цитаты.
В том, что на самом деле воевать (даже экономически) с КНР Трампу не хотелось бы, убеждают и вчерашние комментарии пресс-секретаря Белого дома Кэролайн Ливитт, отметившей, что американский президент убеждён, что Китай хочет договорённости с США по пошлинам, но Пекин не знает, как сделать это.
«Если Пекин выйдет на связь с Вашингтоном для сделки, Трамп будет невероятно щедр», — подчеркнула спикер американской администрации.
Вот только идти на поклон к «белому господину» Китай явно не собирается.
«Угроза США повысить тарифы против Китая — это ошибка, которая в очередной раз обнажает шантажистскую натуру американцев. Если США будут настаивать на навязывании своей воли, Китай будет бороться до конца», — заявило Министерство коммерции Китая.
Что будет делать Белый дом в условиях затяжной торговой войны «против всех», мягко говоря, не совсем понятно.
Проблема в том, что Дональд Трамп, отличающийся невероятной импульсивностью, сам загнал себя в прокрустово ложе быстрых и громких успехов. Своей риторикой, полной несбыточных пока обещаний, он значительно подогрел ожидания в американском обществе, и теперь, если его затея с миром на Украине за 100 дней или тарифный «марш-бросок» не завершатся очевидной и скорой победой, всё это будет иметь крайней негативные последствия для электоральных перспектив как республиканцев на промежуточных выборах в Конгрессе США в ноябре 2026 года, так и для самого Трампа (Вэнса) на президентских выборах в 2028 году.
Таким образом, сама логика начавшегося экономического противостояния подсказывает США курс на сближение с Россией. Даже The Hill пишет о том, что «Трамп идёт на уступки Путину по Украине, пытаясь вбить клин между РФ и Китаем».
Но сумеют ли в Вашингтоне здраво оценить собственные шансы на итоговую победу — большой вопрос.