АО «Роснано» требует взыскания убытков с Анатолия Чубайса и семи другим бывших руководителей в размере 5,6 млрд рублей, а до этого момента – наложить арест на имущество самого Чубайса и семи бывших его заместителей по корпорации. Это Юрий Удальцов, Борис Подольский и Дмитрий Пимкин, а также Олег Киселев, Герман Пихоя, Владимир Аветисян и Николай Тычинин. Со всех вышеперечисленных (а также с их ближайших родственников) требуют 3 892 788 553 руб. и 20 450 000 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату исполнения судебного акта.
Фигура Чубайса для новейшей российской истории знаковая, так что истребование с него многих миллиардов без сомнения порадует широкие народные массы. Но ситуация в целом выглядит странной. В марте 2022 года Чубайс благополучно покинул Россию и с тех пор, насколько известно, обретается в Израиле.
Новости партнеров
Почему про него вспомнили спустя три года – загадка, как и перспективы дела. При минимальной предусмотрительности, за три года всё имущество можно было несколько раз передать другим людям, а запасы денег вывезти. Раз уж до последнего времени в отношении Чубайса действовала политика максимальной лояльности.
Ещё в 2011 году была зарегистрирована компания Rusnano Israel Ltd., Чубайс рулил материнским Роснано с 2008 по 2020 год, а уголовные к нему вопросы возникли только после отъезда в 2022-м. Времени было более чем достаточно, а ситуация переходит в категорию «кто не спрятался – я не виноват».
Непонятно, на чём основывается позиция «Роснано», что «есть разумные основания полагать, что активы ответчиков в ближайшее время после получения искового заявления могут быть выведены за пределы Российской Федерации». Если ответчики не дураки (а они кто угодно, но точно не дураки), то дожидаться иска бы не стали. Тем более, что с инсайдерской информацией там должно быть всё в порядке.
Сам иск был подан для возмещения ущерба, связанного с реализацией проекта Plastic Logic — разработки «планшета Чубайса». Об этом сообщил директор корпорации по особым поручениям Евгений Фролов. Проект стартовал в 2009 году, в 2012 строить завод в России отказались, и «более 10 лет все инвестиции уходили в адрес юрлиц, зарегистрированных за рубежом, несмотря на отсутствие положительных эффектов от инвестиций и их невозвратность». Шансы вернуть хоть что-нибудь можно прикинуть самостоятельно.
Единственный бесспорно позитивный момент в происходящем – оно само по себе ещё один симптом, что «как раньше» уже не будет. Определенная эволюция власти будет происходить, и прежде неприкасаемые фигуры такой статус утрачивают тоже. Тем, кто не сбежал, понадеявшись на эту самую неприкасаемость, но ведет себя плохо, пример Чубайса будет наукой.
Вместе с тем, никакого «грандиозного дела», как ожидают уважаемые коллеги, скорее всего, не будет за отсутствием как главного обвиняемого на скамье подсудимых, так и возвращенных в бюджет миллиардов. Никто никуда не приедет и ничего не вернет. Не для того работали. А методами Меркадера «в назидание потомкам» мы давно официально не работаем.