Поиск статьи

ГлавноеАналитикаОтношения России и Сирии встали на путь прагматизма

Отношения России и Сирии встали на путь прагматизма

Опубликовано

По данным западных СМИ, переговоры России с новыми властями Сирии проходят успешно, а стороны близки к реализации своих интересов. Что это за интересы? И есть ли «подводные камни» для Москвы в сотрудничестве с правительством Ахмеда Шараа?

В международной повестке наступает то, что журналисты называют «монотемье». Львиная доля новостей публикуется по теме российско-американских переговоров, важных как с точки зрения конфликта на Украине, так и для определения будущего мироустройства. Но параллельно идет еще один важнейший переговорный процесс – между Россией и Сирией.

Новости партнеров

Так, в день телефонного разговора с президентом США Дональдом Трампом президент России Владимир Путин провел беседу с еще одним лидером – главой Сирии Ахмедом Шараа (официально его пост называется «президент переходного периода»). Это человек, который еще недавно воевал против России, а теперь пытается договориться с Москвой о сотрудничестве.

Судя по тому, что разговор Владимира Путина и Шараа состоялся через две недели после визита в Дамаск замминистра иностранных дел РФ Михаила Богданова, переговоры между Сирией и Россией не просто продолжаются, а идут относительно успешно.

Интересы сторон достаточно просты. Россия хочет сохранить свое военное присутствие на военно-морской базе в Тартусе и военно-воздушной базе в Хмеймиме. Эти объекты принципиально важны с точки зрения военно-технического сотрудничества с африканскими странами. Там находятся склады, пункты обслуживания и взлетно-посадочные полосы для самолетов, совершающих перелеты к новым российским партнерам на Черном континенте. Это так называемые базы подскока.

Вроде бы уже есть договоренности о создании новой транзитной базы в Судане. Однако с точки зрения масштабов и удобства логистики сирийские объекты лучше.

Трудность в том, что некоторые силы, с которыми Ахмед Шараа тоже пытается выстроить отношения, не заинтересованы в возвращении России в Африку (прежде всего, это европейцы). Зато у сирийцев есть ряд потребностей, закрыть которые без участия Москвы будет проблематично.

Официально сирийские власти выставляют два требования – экстрадиция бывшего президента страны Башара Асада и принесение извинений за то, что Россия почти 10 лет ему помогала. Оба эти требования нереалистичны – и все это понимают: Москва не будет выдавать тех, кто был ее союзником и ввиду этого получил личные гарантии безопасности, тем более не станет извиняться за борьбу с терроризмом. Но у Дамаска есть и два других, более реалистичных запроса.

Первый и важнейший – это экономическая помощь. Ахмед Шараа возглавил разрушенную гражданской войной страну. За два месяца после его прихода к власти ситуация не особо улучшилась. В Сирии нет не только денег, но и полноценного электричества (в том числе и потому, что изгнанные из страны иранцы перестали поставлять туда нефть).

Новости партнеров

«Единственными домами с круглосуточным электроснабжением здесь являются те, которые пользуются общей электросетью с печально известными службами безопасности Асада», – пишет The Washington Post.

Арабы деньги давать не спешат. США и ЕС вроде как обещают экономическую помощь, но пока не торопятся снять с Сирии санкции, введенные при Асаде, и ждут доказательств того, что новые правители Сирии «отдадут приоритет демократическим нормам и инклюзивности» (так объясняет ситуацию то же издание, но в другом материале).

Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в Сирии чревато новыми бунтами, тем более ряд городов и областей не хотят подчиняться новой сирийской власти, состоящей из бывших исламских радикалов.

«В этой ситуации любая гуманитарная помощь, любые денежные вливания Сирии нужны», – объясняет политолог-международник, эксперт РСМД Елена Супонина. А Россия, по всей видимости, готова помогать.

«Владимир Путин подтвердил неизменную готовность России содействовать улучшению социально-экономической обстановки в Сирии, включая оказание ее жителям гуманитарной помощи», – говорится в пресс-релизе на сайте Кремля. При этом не исключено, что часть этой помощи станет оплатой за пребывание российских баз.

Второй целью Шараа является диверсификация. Он пришел к власти как креатура Турции, однако вряд ли желает абсолютной зависимости от Анкары и выполнять все требования Реджепа Эрдогана (например, воевать с курдами).

«Ахмед Шараа является очень разумным человеком. Он ведет себя пока очень взвешенно. Прекрасно понимает, что Сирии сейчас нельзя опираться на одного игрока», – говорит Елена Супонина.

При этом диверсификацию желательно проводить за счет тех великих держав, кто, в отличие от Европы, не станет требовать от Шараа демократизации и инклюзивности. А ключевое требование к подрядчику – помогать собрать Сирию воедино и не иметь заинтересованности в аннексии некоторых ее частей. То есть ему нужна Россия.

Новости партнеров

Некоторые российские эксперты после свержения Асада призывали создать в прибрежной Латакии, населенной алавитами и «приютившей» российские базы, отдельное государство, стоящее на российских штыках. Но идея, мягко говоря, «не взлетела».

«Сами по себе контакты между Путиным и Шараа говорят о том, что сценарий некой «Латакийской народной республики» не рассматривается. Москва в такие игры не играет, да и возможностей для этого сейчас нет», – говорит Елена Супонина.

Собственно, в ходе телефонных переговоров лидеров России и Сирии именно это было отмечено. «Российская сторона подчеркнула свою принципиальную позицию в поддержку единства, суверенитета и территориальной целостности сирийского государства», – говорится в заявлении пресс-службы Кремля.

Важно понимать, что контакты с новыми властями Сирии чреваты для Москвы некоторыми рисками. Например, ухудшением отношений с Ираном, который рука об руку с Москвой помогал Асаду. Однако геополитика – это место не для эмоций, а для возможностей. Работать зачастую нужно не с тем, с кем хочется, а с тем, с кем придется.

«Иранцы ревниво относятся к российско-сирийским переговорам, но и они уже направляют в Дамаск сигналы о том, что рассматривают возможность нормализации отношений с Сирией», – говорит Елена Супонина. Сделать им это будет крайне непросто хотя бы потому, что антииранские настроения в сирийском руководстве гораздо сильнее, чем антироссийские. Однако Москва может помочь своему ближневосточному партнеру и в этом. Как он помогает ей.

vz.ru



Ростислав Ищенко. Укрогенез и укроцид

Гитлеру бы понравились современные "учёные", пишущие "альтернативные истории". Их, "альтернативных историй", и правда уже много, так как многие сообразили, что людям нравится читать, как их...

Главная ударная сила российских войск выйдет на новый уровень

За прошедший год ВПК России поставил на фронт полтора миллиона беспилотников, в том числе четыре тысячи FPV-дронов ежедневно. Но, по словам Владимира Путина, этого...

Россия стала уникальной авиационной державой

Впервые совершил полет полностью отечественный самолет SJ-100 с российскими двигателями ПД-8. Это не только беспрецедентные сроки импортозамещения самолета. Это еще и уникальное событие мирового...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Разорвёт ли Украина дипотношения с США и чего боятся в Киеве

Политолог, историк, публицист, обзреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко в еженедельном проекте «Ищенко о...

США готовятся стать главным победителем войны на Украине

Администрация в Вашингтоне напористо продавливает подписание перемирия на Украине. Сопутствующие тематические новости как из...

Почему Трамп начал диалог с Россией по Украине

В Киеве (и втихую в Европе) обвиняют администрацию Дональда Трампа в смене нарратива по...