Главной новостью последних дней стал телефонный разговор президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа, о котором стороны официально заявили 12 февраля. Вполне вероятно, что это был не первый подобный разговор (Трамп ранее в интервью заявил, что уже разговаривал с Путиным, а Дмитрий Песков не стал этого опровергать), но именно он оказался наиболее продуктивным, и о нем сообщили публично.
Разумеется, основной темой разговора был военный конфликт на Украине, а точнее, обсуждение вариантов его завершения. Дональд Трамп в этом отношении был довольно оптимистичен, назвав переговоры продуктивными и отметив, что президенты согласились с необходимостью остановить конфликт на Украине.
Новости партнеров
«Мы оба согласились в том, что хотим остановить миллионы смертей (здесь Трамп явно преувеличил – прим. ред.) в ходе войны России и Украины. Президент Путин даже использовал девиз моей предвыборной кампании – «здравый смысл». Мы оба очень твердо в него верим. Мы договорились работать вместе, очень тесно, в том числе посещать страны друг друга. Мы также договорились о том, что наши соответствующие команды немедленно приступят к переговорам»,– сообщил Трамп.
Можно ли сказать, что начало переговоров на высоком уровне между США и Россией означает, что специальная военная операция подходит к своему завершению? По мнению автора, да, и в данном материале он попытается объяснить, почему.
Мирные переговоры: первый шаг сделан
О том, что военный конфликт на Украине неизбежно завершится именно переговорами, автор уже не раз писал, и подчеркивал, что в условиях позиционной войны, когда линия фронта в лучшем случае движется по 300-400 метров в месяц, добиться военной победы практически невозможно.
По сути, специальная военная операция завершилась еще весной-летом 2022 года, когда конфликт трансформировался в затяжную позиционную войну. С учетом того, что изначальных планов по взятию Киева и быстрой капитуляции Украины достигнуть не удалось, цели СВО были серьезно скорректированы.
Новый план заключался в том, чтобы «пересидеть» Запад, дождаться смены политических элит в США, Европе и на Украине, дождаться перемен, которые будут способствовать реальным мирным переговорам. О полном контроле за Украиной, как предполагали некоторые ура-патриотические каналы и блогеры, уже речи не шло. Попутно с этим ВС РФ пытались добиться максимально выгодной для себя ситуации на поле боя, но, в первую очередь, для усиления переговорной позиции.
Этот план сложно назвать стратегией – скорее это была ситуативная тактика, вызванная изменившейся стратегической ситуацией. И с приходом Дональда Трампа, кажется, что эта тактика сработала: в США произошла смена политических элит, которые настроены на диалог с Россией, а Европа, в значительной степени, устала от Украины, хотя все еще формально готова ее поддерживать.
Новости партнеров
В отличие от американских демократов (представляющих леволиберальный глобалистский проект), американские национал-консерваторы не считают Украину значимым для себя активом, а поэтому ее ценность для них невелика. Собственно, об этом достаточно недвусмысленно намекнул сам Дональд Трамп, когда его спросили о том, участвует ли вообще Украина в выработке решения о своей дальнейшей судьбе:
«Это интересный вопрос. Я думаю, что им придется заключить мир. Это плохая война».
Как очевидно из заявлений Трампа, своей первоочередной задачей он считает остановку войны (что было одним из его предвыборных обещаний, а он всегда старается их выполнять) и получения от Украины платы за многомиллиардные пакеты помощи в виде контроля над ключевыми украинскими ресурсами, а не долгосрочную войну на истощение с целью дальнейшего ослабления России, как это делали демократы.
Трамп не намерен поддерживать фантастические «планы победы» Зеленского, а также обещать Киеву членство в НАТО – перспективу вступления Украины в альянс он назвал «непрактичной» и «маловероятной». Он также признал, что «Украина вряд ли получит обратно утраченные территории».
Учитывая достаточно мягкую по отношению к России позицию Трампа и его команды (по сравнению с позицией демократов и их представителя в лице Джо Байдена), можно предположить, что переговоры действительно могут начаться в самое ближайшее время. Также возможно, что уже весной в зоне СВО будет установлено перемирие, если переговоры будут продвигаться гладко.
Собственно, уже на следующий день после официального телефонного разговора между Путиным и Трампом Дмитрий Песков заявил, что Россия начала работу по формированию переговорной группы для диалога с США.
Потеря интереса Запада к Украине означает завершение СВО
Тем не менее, несмотря на вышесказанное, надежды на то, что потеря интереса со стороны США приведет к решительной победе над Украиной, которые высказывались некоторыми ура-патриотическими блогерами и пользователями, представляются нереалистичными. Попросту потому, что у России нет сил и средств для полной победы над Украиной, и в Москве это прекрасно понимают. Да и Запад будет всячески препятствовать подобному сценарию.
Настроения в ВС РФ тоже далеко не такие, как среди диванных патриотов. В ВС РФ служат люди, а не роботы, которые готовы находиться в тяжёлых боевых условиях годами без ротации. Многие мобилизованные уже, откровенно говоря, хотят домой, а поэтому не против завершения конфликта или хотя бы временной передышки. Наступать на Киев и Львов, сидя у экрана монитора, совсем не то же самое, как делать это в реальности.
Новости партнеров
Российское политическое руководство, как неоднократно заявлял тоже Дмитрий Песков, исходит, в первую очередь, от ситуации «на земле» – Россия, судя по всему, будет требовать сохранения за собой всех освобожденных ВС РФ территорий, гарантий невступления Украины в НАТО и гарантий того, что Украина не развяжет войну в будущем.
Соответственно, потеря интереса к Украине со стороны Запада (в первую очередь США) означает не более активное проведение СВО (как неверно оценивали некоторые эксперты и блогеры), а ее завершение. Поскольку добиться претерпевших некоторую трансформацию целей СВО возможно и путем переговоров между США и Россией. И эта точка зрения основана не на личных взглядах автора, а на оценке сложившейся ситуации.
Чем конкретно закончатся эти переговоры, пока сложно сказать, поскольку леволибералы-глобалисты будут продолжать препятствовать намерениям Трампа завершить военный конфликт и подталкивать Зеленского к срыву любых возможных соглашений. Поэтому многое будет зависеть от того, насколько далеко американский президент будет готов пойти, чтобы принудить Киев к мирным переговорам, и как будет развиваться противостояние между конкурирующими глобальными проектами.
Заключение
Первый шаг к завершению СВО был сделан 12 февраля, однако пока говорить о каких-то устойчивых тенденциях преждевременно – мы слышим много слов, но к чему они приведут, сложно сказать. Если США и России удастся заключить сделку, и Штаты принудят Киев к переговорам и последующим выборам, то военный конфликт будет остановлен/заморожен. Какими же конкретно политическими соглашениями завершится конфликт, кто будет их гарантировать и кто будет контролировать условия возможного перемирия, на данный момент неизвестно.
Контуры возможных условий мирных соглашений, вероятно, станут понятны весной.