Поиск статьи

ГлавноеАналитикаПора снова учить думать: российская школа подошла к опасной черте

Пора снова учить думать: российская школа подошла к опасной черте

Опубликовано

Россия уже четверть века живет в третьем тысячелетии, но только в последние годы наконец-то обществом стала адекватно восприниматься роль науки и образования. Их решающее значение для экономики сегодня уже мало кто решится оспаривать. Как и наличие прямой связи между инвестициями в университеты, школы, академическую науку и технологическими инновациями.

Однако на пути от верной риторики к эффективным практическим шагам постоянно возникают препятствия — иногда реальные, но чаще мнимые. У нас, например, вошло в привычку ссылаться на геополитическую неопределенность и экономические проблемы, чтобы отсекать отечественную науку от системы внедрения инноваций и импортировать готовые зарубежные решения. Раньше их привозили с Запада, сегодня — из Китая. Неолиберальная идеология всегда находит этому теоретические оправдания, но результат неизменен: позитивное отношение общества к науке и образованию, которое мы с таким трудом восстанавливали, снова оказывается под угрозой.

Новости партнеров

Научный подход подменяется наукообразием, и начинается этот процесс со школы. Возьмем, например, знаменитые советские буквари. Их составители прекрасно понимали важность соблюдения принципа планомерного перехода от простого знания к сложному. Потому эти книги кристально ясны, изложены с помощью доступной для детского возраста лексики. И при этом они глубоко научны по своей сути.

Сегодня же составители школьной программы часто выхватывают ту или иную научную терминологию из вузовских дисциплин и насаждают ее в школе. У детей еще не сформирована понятийная база, чтобы грамотно оперировать этими терминами и глубоко понимать их суть, но понимания от них и не требуют: заучите наизусть и выберите нужный вариант в тестовом режиме.

Показательный пример — цифровизация. Когда-то мы знали, что применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессе получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации, называется автоматизацией. Затем почему-то из этого стройного понятия вычленили методы, связанные с использованием двоичного кода, и назвали их цифровизацией. Остальные составляющие оставили без внимания. Алан Тьюринг — автор первых в истории исследовательских работ в области искусственного интеллекта — вряд ли мог предположить, что развитие его идеи в восприятии сегодняшних школьников будет сводиться к словам известной песни Владимира Высоцкого: «Не надо думать! — с нами тот, кто все за нас решит».

Подобный подход приводит к цифровой зависимости. Школьники умеют оперировать теми или иными готовыми цифровыми инструментами для решения повседневных пользовательских задач. А что, если отключен интернет? Человек с цифровым мышлением окажется беспомощен перед любой мало-мальски нетривиальной проблемой.

Альтернатива цифровому — аналоговое мышление. Оно устанавливает структурные или функциональные соответствия между различными объектами, ситуациями, системами, концепциями. Формирует навыки критического подхода, способность детально рассматривать задачи и анализировать их с разных сторон. Оно позволяет нам использовать творческий потенциал, общаться с другими на более личном уровне, читать человеческие эмоции и реагировать на них, продуманно принимать решения. Жизнь человека становится более яркой. У него формируются полезный личный опыт, знания, идеи, принципы, убеждения, идеалы, духовно-нравственные ценности и жизненные устои.

Аналогия — мост, по которому можно перенести информацию от источника к цели, которая является необходимым условием генерации любого нового знания.

В послании президента России Владимира Путина от 21 февраля 2023 года сформулировано положение о необходимости возродить все лучшее, что было в советской системе образования, и не растерять достижения постсоветского времени. Властным структурам необходимо активнейшим образом проводить эту работу с опорой на науку. Для начала закрепить на практике основные подходы в образовании. Изложу их тезисно.

Новости партнеров

Цель — главное в педагогической системе. Только она придает всем ее компонентам системную целостность и служит камертоном для настройки всего процесса образования. А появляется цель только из идеологии, которую исповедует и последовательно реализует государство. Субъектом, имеющим цель, является педагог. Объектом — школьник, студент (воспитуемый). Цель школьного образования, например, состоит в формировании у детей базовых основ мировоззрения: системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека. Этому должна быть подчинена учебная программа и, соответственно, государственные образовательные стандарты.

Важно, чтобы мировоззрение каждого индивидуума соответствовало потребностям и интересам общества. Этот принцип кладется в основу всей методологии образования. Именно из понимания общих целей индивидуума и общества органично вырастает, например, необходимость иметь единые учебники по каждому школьному предмету. И выпускник должен быть уверен: знание и понимание материала этой общей для всех школьников страны книги обеспечивает успешную сдачу ЕГЭ. Сегодня подготовка к экзамену, как известно, выглядит иначе: вместо того, чтобы освежить знания по учебнику, 11-классники бездумно заучивают решение типовых заданий ЕГЭ.

В учебниках по естественно-научным предметам — физике, химии, биологии — должны быть коротко и доступным языком описаны основные правила, законы и формулы, которые необходимо знать каждому школьнику. Эти предметы охватывают поистине безграничные сферы познания, поэтому их присутствие в школьной программе необходимо, конечно же, ограничивать государственным стандартом. Не нужно тянуть в программу проблемные вопросы, которые находятся во фронтире науки. Задача — системно и увлекательно дать школьнику базовые знания, а таким новациям, как изучение в школе теории вероятностей и математической статистики, следовало бы, на мой взгляд, дать задний ход.

Важность пересмотра подходов к составлению школьных учебников подтверждает, например, тот факт, что к этой работе подключились такие учреждения высокой науки, как Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. Разрабатываемая ими серия учебников углубленного изучения физики для старшеклассников построена как раз на изложенных выше принципах.

Переход к единым учебникам по всем предметам попутно решит проблему бесконтрольного рынка труда репетиторов. Для этого нужно лишь с привлечением лучших лекторов страны сформировать электронную базу эталонных уроков. Естественно, доступ к ней должен быть бесплатным.

ria.ru



Ради чего Украина провоцирует ответные удары России

Россия потребовала созвать внеочередное заседание Совбеза ООН не позднее 30 мая. Это следует из заявления первого заместителя постоянного представителя РФ при Организации Объединённых Наций...

ЕС сдается под манипуляциями Трампа

Президент США преподал очередной урок ведения переговоров на примере отношений с Евросоюзом: всего пара дней ему потребовалась на то, чтобы более чем в два...

«Развалинами Берлина удовлетворен»: Европа напросилась на жесткий ответ

Удивительные все-таки люди, эти европейские миротворцы. Каждый день ставят себе на будильник песенку Галича: "Мы стоим за дело мира, мы готовимся к войне!" В 2021-м...

Читайте также

Ради чего Украина провоцирует ответные удары России

Россия потребовала созвать внеочередное заседание Совбеза ООН не позднее 30 мая. Это следует из...

Последний аудит Украины

Что ни говори, а при погружении в информационную повестку, так или иначе связанную с...

Кто готов к ядерному ответу? Ростислав Ищенко о бессмысленности дуэлей на «Сарматах»

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сеголння" Ростислав Ищенко в программе "Прямой эфир с...