На фоне продолжающейся на Западе и в части наших СМИ вакханалии на тему «Трамп навяжет русским переговоры», Россия спокойно и деловито продолжает наращивать преимущество над врагом, в том числе за счёт массовых поставок в войска северокорейского оружия. Процесс идёт без лишнего шума и пыли, но объёмы его таковы, что «подгорать» начинает уже по ту сторону океана.
Англоязычные СМИ передают, что Северная Корея намерена прислать свежие войска на помощь контингенту, воюющему против ВСУ в Курской области. Об этом, в частности, сообщает американская The New York Times.
Новости партнеров
Издание приводит слова анонимного высокопоставленного источника в Пентагоне, по данным которого, северокорейские подкрепления прибудут в течение следующих двух месяцев.
Американские издания напирают на то, что 12-тысячный (по их данным) северокорейский контингент понёс большие потери (до тысячи убитых и до трёх тысяч раненых) и теперь нуждается в доукомплектовании. Однако всем прекрасно понятно, что с учётом реального мобилизационного потенциала КНДР речь может идти о том, что северокорейская армия просто знакомилась с полем боя и условиями современной войны. Сейчас разведка боем окончена, информация получена, и следующая волна подкреплений может оказаться существенно больше первой. Возможно, в разы, а может быть, и нет. Никто этого точно не знает, и это очень беспокоит врага.
Немножко «зрады» от Буданова*
За разъяснениями американские журналисты поспешили к начальнику главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины Кириллу Буданову (в России внесён в список террористов и объявлен в розыск). Тот заявил, что не знает численности северокорейских подкреплений, зато рассказал много другого интересного.
В частности, по его данным, только за последние три месяца Пхеньян поставил России порядка 120 самоходных 170-мм орудий «Коксан» и такое же количество 240-мм реактивных систем залпового огня М-1991. Глава украинской разведки сообщил, что в обозримой перспективе число обеих систем, вероятно, будет удвоено.
Если эта оценка верна (а в текущих обстоятельствах проверить её достоверность проверить невозможно), то к весне – к слову, прекрасное время для запуска большого наступления, или даже нескольких, – по позициям ВСУ будут бить порядка 240 сверхдальнобойных пушек и такое же количество крупнокалиберных РСЗО.
Также глава ГУРа (структура, которую следовало бы объявить террористической) сообщил, что в 2024 году КНДР передала России 148 пусковых установок баллистических ракет малой дальности KN-23. В течение 2025-го ожидается поставка ещё примерно 150 комплексов этого типа.
Новости партнеров
«170-мм орудия имеют мощные боеприпасы и хорошие возможности. 240-мм РСЗО — как и любые другие тяжёлые системы, создают больше проблем на передовой», – поделился своим пониманием ситуации (пока ещё) не ликвидированный террорист и убийца гражданских людей Буданов*.
Что почувствовали под воздействием этих откровений американские журналисты – неизвестно (возможно, злорадство); а вот у небратьев такие ситуации описываются словами «дупу пече».
Анализируй это
Понятно, что Буданов – не тот человек, словам которого можно верить. С другой стороны, в силу своего положения он имеет тесные контакты с разведками западных стран, в том числе Великобритании и США, а те весьма неплохо осведомлены, что и как делается в России.
С другой стороны, то, что КНДР поставляет в Россию большие партии «Коксанов» и РСЗО – известно было и без украинского главтеррориста. По какой-то неведомой причине Министерство обороны гонит эшелоны с северокорейскими пушками через всю страну без малейших мер маскировки. Самоходки даже не пытаются накрывать брезентом, так что свидетельств поставок в открытых источниках – вагон и маленькая тележка.
И даже в случаях, кода военные пытаются в конспирацию, маскировку и скрытность, принимаемые ими меры никого обмануть не могут. Например, на фото ниже компетентные люди разглядели под брезентом ту самую РСЗО М-1991.
Старший научный сотрудник «Центра анализа стратегий и технологий» (ЦАСТ) Юрий Лямин подтвердил, что для КНДР не представляет никакой проблемы поставить нам крупные партии вышеназванных систем.
«КНДР, если что-то запускает в серийное производство, то может производить это в очень больших количествах. Они в свою промышленность вкладываются и получают очень большие масштабы производства. Тех же «Коксанов» они произвели нескольких сотен штук, и на экспорт их отправляли. Поскольку они изготавливали эти орудия много лет, весь цикл производства налажен и запасы большие, отправить нам дважды по 120 машин – вполне вероятно», – пояснил специалист.
Новости партнеров
То же самое, по его словам, касается и упомянутой американцами РСЗО М-1991.
«Это довольно известная и широко распространённая 240-мм система. Северная Корея активно их экспортировала, ещё в 1980-е годы они поставлялись в Иран. А Иран наладил их выпуск, в том числе и реактивных снарядов. И они до сих пор в Иране выпускаются. И в Африку они поставлялись, например, в Анголу. Система давно известная, распространенная. В КНДР производилась в больших количествах и модернизировалась», – рассказал Лямин.
Что нам это даёт?
О проблемах отечественной артиллерии, как и о достоинствах «Коксанов», мы писали уже неоднократно. Если кратко – система собрана на базе немецкого 17-сантиметрового орудия времён Второй мировой войны корпусного подчинения и советских танков Т-54, Т-55 и Т-62 (или их китайских копий). В целом САУ имеет высокую проходимость, надёжность и огромную дальность стрельбы, забрасывая активно-реактивные снаряды на дистанцию до 60 километров.
Официальных данных о производстве к ним высокоточных корректируемых снарядов нет, но, по мнению экспертов, с учётом общего подхода КНДР к модернизации своих систем, скорее всего, корейцы озаботились производством взрывателей с функцией коррекции курса, аналогичных американскому изделию XM1156 (он же PGK).
Ценность системы связана не только с ней самой, но и с теми условиями, которые складываются на фронте. ВСУ продолжают получать дальнобойные европейские САУ, в частности – французские «Цезари», с которыми наша устаревшая артиллерия калибром 152-мм бороться не в состоянии. Также противник в последнее время приступил к использованию FPV-дронов на оптоволокне, и есть некоторые свидетельства, что отдельные модели могут иметь дальность до 41 километра. А это ещё больше снижает ценность старых советских артсистем, с дальностью огня до 30 км.
Есть и ещё одна проблема, которая связана с тем, что довоенные запасы снарядов и зарядов к ним были израсходованы ещё в конце 2022 – начале 2023 года, и сейчас в войска идёт продукция, выпускающаяся по приоритетам военного времени, то есть в условиях, когда объём важнее качества.
«Птичка принесла на хвосте сообщение о приказе по артиллерийским частям на запрет взвешивания порохов в артиллерийских выстрелах. Соответствующие распоряжения, в том числе на уровне НГШ, о запрете проведения в полевых условиях разборки, взвешивания и подбора массы заряда опытным путём издавались уже давно. <…> Не берусь утверждать, что наша промышленность, вот прямо, валом гонит брак. Производители вероятно колдуют с навеской ввиду общей сложности ситуации с порохами, которая выливается в разносортицу. То есть, само по себе плавание навески может быть вызвано в первую очередь плавающими характеристиками разных порохов. Возможно, причина разновеса в пороховых зарядах импортных выстрелов аналогична», – поясняет актуальные проблемы нашей артиллерии военкор Святослав Голиков.
Иными словами, химики – наши или союзных стран – дают пороха разного качества, заводы меняют количество пороха в зарядах, чтобы получить примерно одинаковые характеристики на разных партиях пороха, но получается у них не очень. Имея нестабильные характеристики выстрелов, артиллеристы в полевых условиях вскрывают заряды и снова перевешивают пороха, подгоняя их к «норме» по своему разумению. Иными словами, каждая из сторон, столкнувшись с проблемами, поступающими от смежников, тянет одеяло в свою сторону в попытке решить проблему логичным для неё образом, а командование требует прекратить перетягивание каната.
Для всепропальщиков сразу отметим: ситуация совершенно рядовая для любой воюющей страны. Никогда и нигде по-другому не было: качество боеприпасов военного времени всегда ниже, чем мирного. И в отличие от врага, мы ещё не дошли до снаряжения снарядов эрзац-взрывчаткой на основе удобрений, украинская же промышленность этим развлекается много месяцев, с понятными последствиями для их войск.
И вот на этом фоне возможность получить доступ к сотням тысяч северокорейских снарядов и зарядов к ним, произведённым по нормам мирного времени и с соблюдением технологии – выглядит весьма заманчивой перспективой.
Аналог «Хаймарса»
РСЗО М-1991 имеет те же родовые черты северокорейского ВПК: установка собирается на основе любого подходящего по грузоподъемности грузовика и имеет 22 направляющих. Система создавалась под впечатлением от советского «Урагана», но строители Чучхе сразу делали ставку на большую дальнобойность, поэтому дальность реактивных снарядов довели до 60 км, а в 2024 году северокорейская Академия национальной безопасности провела успешные испытания управляемого снаряда с дальностью в 80 км, что ставит М-1991 в одну тактическую нишу с нашими 300-мм «Смерчами» и американскими РСЗО HIMARS.
Лямин пояснил, что и в этом вопросе северокорейские товарищи пошли по максимально рациональному пути, а именно – наладили выпуск взрывателей с функцией коррекции курса, которые можно вкручивать даже в старые реактивные снаряды, превращая изделия времен Горбачёва и Рейгана в современную «высокоточку».
По словам нашего собеседника, точность северокорейских высокоточных снарядов, вероятно, не так высока, как у американских «Хаймарсов», которые изначально создавались с упором именно на прицельное поражение точечных целей, но в любом случае составляет порядка десяти метров от цели при пуске с предельной дистанции, что на порядок лучше, чем у неуправляемых снарядов.
«В любом случае, получается система принципиально другого уровня по сравнению с неуправляемыми реактивными снарядами, которые имеют очень большое рассеивание при стрельбе на большие расстояния», – отметил эксперт.
Поставка на фронте двух с половиной сотен «почти-Хаймарсов» – совершенно точно не пройдёт для ВСУ незамеченной. Процесс истребления штабов, пунктов управление БПЛА, складов пойдёт несколько быстрее.
В чём-то пострашнее «Искандера»
Третья система, о поставках которой идёт речь в американских СМИ – это оперативно-тактический ракетный комплекс KN-23, он же «Хвансон-11А». По дальности он не сильно отличается от нашего «Искандера»: кореец стреляет на 600 км, а наш отправляет ракету 9М723-1 примерно на 500 км. Огромная разница между комплексами – в весе боеголовки: 480 кг у нашей ракеты против 2,5 тонн у северокорейской.
Чудовищная боеголовка оставляет в месте приземления «лунные кратеры», напоминающие последствия падения метеоритов. Сравниться по разрушительной мощи с этими ракетами могут трёхтонные ФАБы.
Россия начала применять KN-23 ещё в декабре 2023 года. Однако быстро выяснилось, что у корейских ракет огромные проблемы с точностью – после пуска они могли отклониться от намеченной цели на километры. Весной 2024-го применение комплексов было прекращено, вероятно, наши и корейские конструкторы взялись за доведение комплекса до ума.
В определённом смысле KN-23 и наш «Искандер» – взаимодополняющие друг друга системы. Наш комплекс имеет существенно меньшую боеголовку, зато исключительно точен и способен прорываться сквозь ПВО противника. Северокорейская ракета лучше подходит для уничтожения площадных целей и капитальных строений вроде мостов через Днепр.
В сухом остатке
Выиграет ли северокорейское оружие нашу войну? Разумеется, нет! Нашу войну выиграет святой и праведный русский солдат, грамотный офицер, толковый управленец, бесстрашный волонтёр, честный журналист и миллионы добрых русских людей, честно и добросовестно выполняющих свою работу.
Но прибытие северокорейских систем совершенно точно ускорит проигрыш войны украинцами, сократит наши потери и приблизит наступление мира.
* внесён в перечень террористов и экстремистов