Что ни говори, а Трампу стоит отдать должное: то, что администрация Байдена безуспешно пыталась решить в течение нескольких месяцев, он умудрился урегулировать за несколько дней, причем ещё до того, как официально взял в руки бразды правления. А именно: военный конфликт Израиля с ХАМАС (по сути, окончившийся, если мир будет установлен, поражением Израиля, которому не удалось достичь главной цели в виде полного уничтожения организации).
Как сообщает CNN, стороны заключили соглашение о прекращении огня в секторе Газа и освобождении заложников. Правда, все же стоит уточнить, что данная договоренность покамест подразумевает лишь первый шестинедельный этап, в течение которого и будет осуществлен процесс прекращения огня, а также постепенный вывод израильской армии из центральной части палестинского анклава с одновременным перемещением беженцев в его северную часть. А кроме того, начнется обмен заложников на палестинских заключённых.
Новости партнеров
Что касается второго этапа, включающего в себя полный вывод ЦАХАЛ с территории сектора Газа, – вопрос остаётся открытым, однако, судя по некоторым подробностям, которые приоткрывает The Economist, можно сделать вывод, что израильский премьер Биньямин Нетаньяху, не раз уже скрывавший переговоры, все же будет вынужден довести дело до конца. Поэтому, по всей видимости, дабы не впасть в немилость к новому президенту США, отличающемуся крутым нравом (что распространяется и на его посланников: так, спецпредставитель Трампа проигнорировал то обстоятельство, что его приезд выпал на шаббат), Нетаньяху сделает все возможное, чтобы преодолеть сопротивление наиболее радикальных членов правительства, выступающих за продолжение конфликта, и протащить мирное соглашение.
«Сейчас на переговорах с ультраправыми премьер-министр подчеркивает, что второй этап сделки, ведущий к полному выводу израильских войск из сектора Газа и постоянному прекращению огня, не является неизбежным… Но Нетаньяху знает, что возвращение к полномасштабным военным действиям в Газе вызовет гнев Трампа – президента, которому, в отличие от уходящего, премьер-министр боится перечить», – говорится в публикации.
Такая скорость и жесткость, как уточняет The Economist, связаны с тем, что Трамп, похоже, «ясно дал понять израильтянам, что не желает входить в Белый дом, чтобы управлять еще одной войной на Ближнем Востоке». Понятно, что это вытекает не из сугубо гуманистических мотивов республиканца. Вряд ли Трамп так уж сильно переживает за жизни палестинцев, которых в ходе конфликта, по официальной статистике, было уничтожено под пятьдесят тысяч, включая 17 тысяч детей и свыше 11 тысяч женщин. Он просто освобождает руки для действительно, по его мнению, важных дел, таких, как противостояние с Китаем и борьба с либеральным порядком, исчерпавшим, на что и указывает избрание Трампа, свой потенциал (что подтверждается и выступлением кандидата на пост госсекретаря Марко Рубио перед сенатом, который в своей речи сделал упор на китайскую угрозу и критику либерального миропорядка).
Поэтому, надо думать, Трамп попытается оперативно завершить и российско-украинский конфликт. Но Путин – это не Нетаньяху. И Трамп этого не может не понимать: больше о том, что он положит конец конфликту в течение суток и до своей инаугурации, Трамп уже не говорит, отводя на решение ситуации от 100 дней (по оценке спецпредставителя по Украине Кита Келлога) до полугода.
Но что-то подсказывает, что ситуация может продлиться и много дольше: далеко не все элитные группы разделяют энтузиазм Трампа по завершению украинского конфликта. А значит, стоит ожидать таких сюрпризов (наподобие Бучи во время переговоров в Стамбуле и/или вторжения в Курскую область синхронно с переговорами в Дохе о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре), которые Трамп не сможет игнорировать даже с учётом его бескомпромиссности и наплевательского отношению к репутационным издержкам.
Впрочем, ситуация может выйти на новый виток эскалации и без дополнительных диверсий: достаточно будет того, что Трамп спутает Путина с Нетаньяху, подумав, что и тут он может взять нахрапом и давлением. Но с Путиным этот номер не пройдет (если Трамп не сможет перетянуть на свою сторону страны глобального Юга). Но понимает ли он это? Головокружение от успехов, как показывает история СССР, – вещь чреватая. Но чтобы это учитывать, надо хорошо знать историю, а вот с этим у западных политиков не очень. И Трамп исключением не является.
Поэтому весьма очевидно, что Украина останется проблемным местом спустя и 100 дней, и полгода, беря во внимание ту роль, которую она играет в трансформации политических нарративов западного мира.