Взятый чуть больше чем за 2 месяца крупный Кураховский укрепрайон ВСУ с выходом на оперативный простор дает понимание текущего потенциала ВС РФ и право задумываться – а что делать дальше?
Самый разумный вариант — это развитие достигнутого успеха на обозначенном направлении. Уничтожение Кураховского котла с его обитателями стало возможным не в последнюю очередь потому, что враг последовательно отправляет пополнения и резервы не сюда, а в Курскую область.
Новости партнеров
Политическую логику «держаться за Курскую область» за последние дни объяснил как Зеленский в своих экзальтированных интервью, так и уходящий госсекретарь США Блинкен. Оба заявляют, что плацдарм ВСУ в Курской области – это якобы «сильный козырь», который подтверждает как дееспособность ВСУ, так и возможность потом «разменять» захваченное на, например, Запорожскую АЭС и Энергодар. Проецируя эту логику на нас, враги уверены: Россия будет любой ценой отвоёвывать Курскую область до начала мирных переговоров. Хотя факт их начала не то, что не имеет четкой даты – вообще неизвестно, будут ли они, и когда возникнут предпосылки для них.
Сейчас площадь плацдарма, по данным карты DeepState, составляет 480 кв км. На пике продвижения его площадь была около 1200 кв км. Т.е., захваченное скукожилось на 60%. В это же время на других фронтах «отъедание» Украины шло со скоростью в 500-600 кв км в месяц. Т.е., если Россия задастся такой целью, то Курская область будет освобождена в достаточно сжатые сроки. Так что никаким козырем курский плацдарм для Киева не является, он может таковым стать, только если расширится, скажем, до Курска или Курской АЭС.
Цинично говоря, если у ВСУ сейчас политическая логика «стоять в Курской области» (пусть и в силу дурных надежд), то у нас она «не изгонять территориально, а уничтожать физически, используя это время на продвижение в других направлениях». Среди этих направлений самым перспективным, повторюсь, видится развитие вектора, заданного Донецким фронтом, и продвижение до тех пор, пока не получится упереться в Днепр выше Днепропетровска. А в идеале – ещё и взять под огневой контроль участок между Днепропетровском и Запорожьем.
Подобный расклад уже озвучили наиболее бдительные украинские источники (как заведено – из бывших военных). Развитие наступления на Днепропетровск и Запорожье они ожидают после повторения «Курахово» уже с Покровском. Который понемногу обкладывается, а от Покровска – два шага до Днепропетровской области с ключевыми трассами и отсутствием внятных укреплений.
Причём Днепропетровск и Запорожье даже необязательно штурмовать – прецедентов штурмов городов-миллионников в СВО ещё не имелось, так что это серьезная задача. Уже сам факт полуокружения этих городов обрушит логистику ВСУ почти на половине фронта.
Это не значит, что задача выхода к Днепру выше Днепропетровска является простым делом. Чтобы осуществить такой прорыв стратегического уровня, на сотни километров в глубину, нужны большие резервы. А чтобы потом контролировать и удержать территорию, потребуется ещё больше ресурсов. Но это направление даёт больше всего политических и военных бонусов: по своему экономическому значению, Днепропетровск и Запорожье намного важнее Киева.
Есть ещё условные варианты «Харьковский» и «Сумской», но они более трудны как раз по причине повышенной концентрации вражеских войск в этом районе. Разумеется, есть логика намерений, а есть логика обстоятельств. Вторая всегда побеждает первую, но если возможности совпадут с желаниями, то выход к северу от Днепропетровска может стать стратегическим переломом в конфликте.
Новости партнеров
К числу ещё более сложных, но также ведущих к перелому в конфликте, относится Херсонское направление. Правда, сам по себе Херсон ценен только как путь к Николаеву, а тот, в свою очередь, к Одессе. Что подразумевает необходимость ещё больших резервов — продвигаться фронтом такой ширины, чтобы его нельзя было пробить ударом «сверху» от Кировограда-Кропивницкого или Кривого Рога, отсекая часть наших войск и прижимая их к морю.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»