Освобождение всего Донбасса продолжало оставаться главной целью спецоперации в уходящем году. И хотя отбить назад утерянные после перегруппировок российской армии в 2023-м году территории севера области — Красный Лиман, Щурово, Славяногорск, другие посёлки и города на стыке с Харьковской областью — не удалось, и впоследствии это придётся делать с потерями и разрушениями, получилось продвижение в западной части Донбасса, где сейчас продолжаются наступательные действия.
Ко второму году войны был наработан опыт и тактика ведения боев в местности со сложным рельефом, плотнейшей городской застройкой и большим количеством промпредприятий, где буквально каждый метр земли украинские оккупанты превращали в крепость. Восемь лет «минского сговора» ВСУ использовали для войны как в обороне, так и в наступлении, поэтому выбивать их приходилось с большим трудом. Упущенное время возможностей, когда украинские вояки были неподготовленным стадом, пришлось наверстывать и воевать уже с армией, подготовленной по западным стандартам, оснащенной современной связью, управлением и боевыми комплексами. Однако сильная зависимость от западных поставок и денег сыграла с ВСУ злую шутку, когда поставки срывались, техника не была адаптирована под реалии боя и климата, а дефицит живой силы нарастал. Все это выявил так называемый «контрнаступ», который был отбит. Результаты его не привели к особо значимым изменениям линии фронта, в том числе, как анонсировалось украинскими спикерами, «выходу к Азовскому морю и блокаде сухопутного коридора в Крым», хотя и показали, что ВСУ способны контратаковать, проводить быстрые и дерзкие операции. В итоге все вылилось в затяжные позиционные бои, где поселки переходили из рук в руки. Контрнаступление должно было изменить ход конфликта и стать украинским козырем на переговорах. Но этого не произошло.
Новости партнеров
В свою очередь российская армия противопоставила тактике ВСУ последовательность, напор, планирование, превосходство в количестве вооружений и мотивации бойцов. Именно их смелость и героизм стали залогом успешных действий по изгнанию и уничтожению противника. А темпы продвижения российской армии в 2024 году впечатляли.
Только за два месяца ВС РФ освободили от украинских боевиков в 5,5 раза больше территорий, чем за весь 2023 год. В августе наша армия заняла в ДНР территорию 350 кв. км, в сентябре – 467 кв. км, в октябре — 538 кв. км, а в ноябре – 792 кв. км. За ноябрь 2024 года российские войска заняли больше территорий, чем за весь 2023 год. А в декабре подразделения ВС РФ заняли более 300 кв. км, что стало своеобразным рекордом в текущей обстановке. В среднем продвижение вперед идет со скоростью 30 квадратных километров в сутки. Успехи российской армии вынужденно признают и на Западе. К примеру, эксперты агентства Associated Press отметили, что российская армия добивается заметного прогресса на территории Украины, укрепляет свои позиции, в то время как Киеву стало тяжело справляться с потерями и поддержкой морального духа своих войск. ВСУ не смогли купировать многочисленные российские прорывы на разных направлениях и начали терять территории более высокими темпами, чем раньше. Система украинской обороны в Донбассе начала трещать по швам везде, а считавшиеся ранее неприступными опорные пункты рушились один за другим.
ДНР: фланговое давление на врага
Впервые с 2014 года столица ДНР, Донецк, где проживает более 750 тысяч жителей, не находится в зоне обстрела украинской артиллерии. Исключение составляют лишь западные ракетные установки, которые еще могут дотянуться до города. А украинские вояки теперь отброшены достаточно далеко от города как с северо-западного направления, что стало возможным после освобождения авдеевского укрепрайона и выхода к Красноармейску (переименован Украиной в Покровск), так и с западного – после освобождения Марьинки и начавшейся зачистки Курахово. После завершения операций в этих районах российская армия выйдет на административные границы Донецкой области с Днепропетровской (за Красноармейском) и на границу с Запорожской областью (за Курахово).
Весь год усилия российской армии были нацелены на обрушение обороны ВСУ. Когда в феврале наши войска взяли Авдеевку, они смогли перейти к большому наступлению, которое летом и осенью привело к прорывам на ключевых участках фронта. За десять лет оккупации украинцы превратили город в крепость с мощными подземными коммуникациями, забетонированными огневыми точками, минными полями и противотанковыми заграждениями. Штурм такого укрепрайона требовал неординарных решений и отваги. Российским бойцам удалось зайти в тыл украинцам через подземные коммуникации, захватить плацдарм и развить успех. Наступление шло с разных сторон, и украинские позиции последовательно уничтожались или полностью отрезались от снабжения. В результате украинский гарнизон в Авдеевке оставил город. После Авдеевки весной ВС РФ взяли железнодорожную станцию Очеретино и смели форпосты ВСУ. Очеретинский выступ дал сильный импульс для развития нашего наступления. В том же Очеретино был применен еще один прием, позволивший получить преимущество ВС РФ – деморализованный и потрепанный в боях противник был взят врасплох во время ротации, когда одни части выходили с позиций, а новые и плохо подготовленные к интенсивным боям меняли их. Это позволило обойти и ликвидировать оборонительные позиции ВСУ по реке Волчья, вырваться на оперативный простор и создать фланговые угрозы ВСУ на линии Карловка — Курахово — Угледар.
Этой осенью завершились победой и двухлетние бои за Угледар на западе от Донецка. Гарнизон ВСУ в городе был зажат с флангов, укрытия и позиции были снесены авиаударами и артогнем ВС РФ. Все эти факторы вынудили украинских боевиков уйти. Длительные и кровавые бои за этот город связаны с его значимостью: он считался вероятным плацдармом для наступления ВСУ на южный фланг с прицелом на Мариуполь. Разгром угледарского гарнизона ВСУ позволит развить наступление в тыл запорожской группировке, а вместе с контролем Красноармейска — выйти из плотной застройки Донбасса в открытую степь.
Освобождение тоже сильных укрепрайонов врага в Красногоровке, Невельском и Карловке окончательно подорвали устойчивость обороны ВСУ, лишили их возможности бить по самым уязвимым районам Донецка — Петровскому, Куйбышевскому, Кировскому и Киевскому — и закрыли для ВСУ логистику. Загнанные в угол украинские вояки уничтожались, сдавались в плен или разрозненными группами выходили из полуокружений. ВСУ столкнулись с большими перебоями в снабжении, проблемами с пополнением и мотивацией дальше вести позиционные бои и цепляться за каждый метр.
Новости партнеров
Тактике постоянного и повсеместного давления ВС РФ, продуманных фланговых атак украинцам оказалось нечего противопоставить.
Непрерывное наступление истрепало украинские силы, и вскоре была занята часть урбанизированной агломерации Красноармейска — города Гродовка и Новогродовка, а российские части закрепились по реке Журавка. Попытки украинского командования перебросить подкрепления для удержания ситуации, как и попытки контратак, не дали результатов. А так как резервы были сняты с угледарского направления, оно тоже стало сыпаться под ударами соседней группировки российской армии. С этого момента начался «эффект домино», когда «латать прорехи» на разных участках для ВСУ становилось все сложнее.
Осенью были взяты Новогродовка, Горняк, Украинск, Селидово и много больших и маленьких сел. После этого российская армия стала наступать в двух направлениях: на север — на города Димитров (переименован Украиной в Мирноград) и Дзержинск (Торецк), и на юг — на город Курахово. До Красноармейска (Покровска) по прямой осталось менее 2 км. Возле Покровска находится шахта «Красноармейская-Западная», где находятся самые богатые и большие залежи коксующегося угля с запасами свыше 200 млн тонн. Потеря этого района сильно обескровит украинскую металлургию и промышленность: без угля из Красноармейска остановятся все оставшиеся украинские коксохимические производства, а обеспечение загрузки украинских меткомбинатов станет огромной организационной, финансовой и логистической проблемой. Кроме этого, Украина лишится такой статьи дохода, как экспорт угля и металла. От Красноармейска до границы Днепропетровской области всего 8 км, и там сейчас лихорадочно строят оборонительные сооружения.
Российские войска продолжают идти вперед к Красноармейску. Город играет важнейшую роль во всей наступательной стратегии российской армии, пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung. Такую же важную роль играл и Угледар: его освобождение в октябре 2024 года позволило, наконец, разблокировать прямое железнодорожное сообщение из Донецка в Токмак и Мелитополь, дало дополнительные возможности для перемещений войск, боеприпасов и продовольствия. А в Красноармейске находится крупный железнодорожный узел, который был главным пунктом снабжения украинской группировки. Теперь же, по мнению Neue Zürcher Zeitung, эта станция заблокирована российской артиллерией, из-за чего ситуация для украинской обороны стала критической: искать альтернативные пути снабжения нет времени. Контроль над логистическими узлами, такими как Угледар или Красноармейск, стали важнейшими элементами новой российской тактики.
А на Кураховском направлении в Донбассе российская армия смогла создать огневой мешок, где ВСУ потеряли возможность для маневра и несут потери. Сам город занят на 90%, ВСУ еще удерживают теплоэлектростанцию на западной окраине Курахово. После его взятия, как и райцентра Большая Новоселка, которая сейчас окружена, откроется дорога на Гуляйполе в Запорожской области.
Летом началась войсковая операция и по освобождению Дзержинска (Торецка) на горловском направлении, чтобы убрать источник постоянной опасности для крупного промышленного центра в ДНР – Горловки. Город еще находится под сильными обстрелами ВСУ, которые перед отступлением намерены нанести ему максимальный ущерб. А Дзержинск непосредственно примыкает к горловским окраинным поселкам. Чтобы расчистить подходы к предместьям, российские войска за несколько недель, несмотря на сильное сопротивление врага, отбили п. Новгородское (Нью-Йорк), и зашли в районы Дзержинска. Ожесточенные бои здесь пока продолжаются: ВС РФ забрали 70% территории, а противник цепляется за северные окраины города. Ситуация нестабильная, бои идут буквально за каждую улицу и подъезд.
Самой сложной остается обстановка на севере Донецкой области, где предстоит освободить очередные сложные участки и города Константиновку, Краматорск, Славянск и Дружковку. Чтобы выйти к ним, армия РФ тоже атакует с флангов. После взятия Артемовска (Бахмута) в мае 2023 года ЧВК «Вагнер», и его вывода из зоны СВО после «пригожинского мятежа», российская армия не удержала позиции на северном и южном флангах. ВСУ вновь захватили участок Курдюмовка — Клещеевка вместе с господствующими высотами к югу от Артемовска. Потребовались месяцы, чтобы все вернуть. Без этого наступление на Часов Яр не получалось. Часовярская операция началась в апреле и длится до сих пор. После форсирования канала «Северский Донец — Донбасс» в конце октября, пошло движение, и в ноябре бои начались в центре Часов Яра. На сегодняшний день российские войска контролируют 70% города, идут бои за огнеупорный завод, который является последним большим опорным пунктом обороны ВСУ в городе. Также ВСУ начали отход на западные окраины города в частный сектор. После освобождения Часов Яра встанет задача взять под огневой контроль железную дорогу в Славянско-Краматорской агломерации, по которой доставляются припасы и подкрепления ВСУ. Взятие Часов Яра открывает ВС РФ коридор на Константиновку и главную линию обороны украинских оккупантов в ДНР – краматорскую.
ЛНР: искаженные проценты
Новости партнеров
Недавно на коллегии минобороны РФ министр Андрей Белоусов заявил, что сейчас противник контролирует менее 1% территории ЛНР и 25-30% ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Однако в реальности в ЛНР процент занятой пока еще украинскими боевиками территории больше. Это не только несчастный поселок Белогоровка, где не осталось ничего живого за годы боев, но и другие участки, в частности, Серебрянского лесничества. После освобождения поселков Макеевка и Невское в ЛНР приблизилось полное освобождение Луганской области, которая вся станет ЛНР. Однако более достоверной является информация местного источника. Депутат Народного Совета ЛНР Юрий Юров сообщил, что территория региона уже освобождена на 97%. В связи с этим вновь появляются вопросы: кто составляет отчеты в МО РФ и на основании чего всплыла цифра «менее одного процента»?
К сожалению, уходящий год не привел к свободе Донбасса от украинской оккупации: бои продолжатся и в следующем году. Также никуда не исчезла вероятность нового наступления украинских боевиков.
«ВСУ будут стремиться вернуть себе инициативу на поле боя и перейти к собственным активным действиям. Это совершенно естественно. Мы помним, что и вермахт предпринимал попытки контрнаступлений вплоть до последних месяцев Великой Отечественной войны в 1945 году. И порой он мог наносить очень чувствительные удары. ВСУ, так или иначе, тоже попытаются атаковать. Мы не знаем, где и на каком направлении это произойдет, но это более чем вероятно», — считает российский политолог и эксперт Василий Кашин.
И главное теперь для российской армии и общества — не останавливаться на достигнутом и не успокаиваться: капитуляции врага еще не было.