Пока пропагандисты и дипломаты дружно уверяют, что ввод иностранных миротворцев на Украину в рамках плана по прекращению конфликта без согласия российской стороны невозможен, Европа продолжает подготовку к этому, и есть все признаки, что спрашивать согласия не собирается. Эта идея обсуждалась на переговорах французских и британских чиновников ещё в ноябре, а затем её вынесли на повестку министры иностранных дел стран НАТО в Брюсселе. Также известно, что новоизбранный президент США Дональд Трамп озвучил это предложение президенту Франции Эммануэлю Макрону и Владимиру Зеленскому на встрече в Париже 7 декабря. Переговоры на эту тему Макрон провёл и с британским премьером Киром Стармером. Предполагается, что на Европу будут взвалены все риски и издержки при вводе так называемых миротворцев. А они неизбежны.
Истерию по поводу ввода иностранных контингентов сильно нагнетают западные и, конечно же, украинские СМИ и политики, которые спят и видят, кто бы за них решил проблему тотальных провалов на фронте. И поводы для панических атак у украинцев и их призывов «НАТО, введи войска» есть: по подсчетам украинских военкоров, за август-сентябрь 2024 года российские войска заняли территорий в 5,5 раз больше, чем за весь 2023 год. К тому же, Трамп и его сторонники не раз намекали, что Украине, возможно, придется «оставить участки территории в подвешенном состоянии в обмен на гарантии безопасности, которые, скорее всего, не будут соответствовать членству в НАТО», пишет агентство Bloomberg. В итоге лидеры ЕС перед инаугурацией Трампа сосредоточились на том, чтобы обеспечить режиму Зеленского преимущество и дать возможность вступить в переговоры «с позиции силы».
Новости партнеров
Европейские государства обсуждают отправку на Украину до 100 тысяч солдат в случае достижения сторонами конфликта сделки о прекращении огня. Об этом пишет Reuters. В состав контингента должны войти военнослужащие из ФРГ, Франции, Италии, Великобритании и Польши. Численность группы будет зависеть от формата, который сейчас обсуждается в Евросоюзе. Минимальным числом может стать 40 тысяч военных, максимальным — 100. При этом якобы европейские страны пока не определились, будет ли это миротворческий контингент, обеспечивающий соблюдение режима прекращения огня, или «силы сдерживания». По данным источников агентства, между странами в этом вопросе возникли противоречия: Италия будто бы настаивает на исключительно миротворческом характере миссии, а Франция и Украина настаивают на «сдерживании». Под чьей эгидой будет развернута миссия, тоже нет консенсуса. Италия настаивает, чтобы миротворцы были подконтрольны ООН. Остальные считают, что Россия, как постоянный член Совбеза ООН, воспользуется своим положением и начнет противодействовать. Возможные правила ведения боевых действий в зоне, где будут находиться европейские силы, также пока не согласованы, отмечает агентство.
Понятно, что в словесной эквилибристике «сдерживание» означает прямое участие против российских войск. То есть, по сути, это столкновение на украинской территории армии НАТО и армии РФ. При этом в Москве явно понимают, к чему ведет раскачка темы о «миротворцах». В частности, еще до европейских дискуссий об этом, пресс-бюро Службы внешней разведки РФ сообщало, что Запад для восстановления боеспособности Украины развернёт в стране так называемый «миротворческий контингент» численностью около 100 тысяч человек. В СВР назвали эту меру фактической оккупацией Украины. Вероятно, у Службы внешней разведки России больше достоверной информации о планах Запада, чем в ближайшем российском «подбрюшье» или на Ближнем Востоке. А вот пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что размещение миротворцев возможно только с согласия сторон конфликта. Но это не так. Что касается возможности ввода иностранных войск на Украину, то эта мера была предусмотрена киевским режимом еще в 2015 году при президенте Порошенко, как предоставление Украине, по ее просьбе, помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ЕС. Поэтому Евросоюз может ввести свои миротворческие контингенты и без согласования как с Россией, так и с ООН. Все варианты была просчитаны заранее, нормативная база создана, соответственно, осталось лишь санкционировать переход намерений в действие.
Не всегда привлекается и Совет Безопасности ООН для направления миротворцев в зону вооруженного конфликта. Достаточно вспомнить, когда Россия отправила своих миротворцев в Нагорный Карабах, согласовав это решение напрямую с Азербайджаном и Арменией. Поэтому не понятно, зачем и кого надо вводить в заблуждение заявлениями, будто без согласия сторон «никто не осмелится». Как выяснилось, никаких «красных линий» для Запада не существует ни в этом вопросе, ни в остальных.
Что же касается миротворцев ООН, тех самых «голубых касок», то их действия в разных зонах конфликта слишком часто были или неэффективны, или приводили к новой войне с еще большими потерями сторон. Исследователь и эксперт Северин Отессер провела целое расследование о миротворческих миссиях, результаты которого весьма любопытны. В мире насчитывается более 50 зон конфликтов, где основными блюстителями порядка выступают не местные полицейские или правительственные силы, а «голубые каски». «К сожалению, их деятельность имеет неоднозначную репутацию: миротворцы ООН слишком часто не справляются с выполнением своих основных задач. В одних случаях они беспомощно наблюдают за тем, как бушует война. В других — организуют проведение выборов и объявляют о победе, однако при этом не устраняются коренные причины, которые обусловили происходящее. И это приводит к возобновлению боевых действий», — констатирует Отессер.
Миссии проводились во многих странах. Например, в Намибии, Сальвадоре, Камбодже и Мозамбике миротворцы помогли разоружить воюющие стороны и снизить градус конфликта. Но была провалена миссия в Сомали, куда ООН направила 28 тысяч военнослужащих для наблюдения за соблюдением режима прекращения огня. Затем произошли массовые убийства в Руанде в 1994 году и в Югославии в 1995 году, в ходе которых миротворцы ООН просто стояли и наблюдали, как совершался геноцид. В Анголе также были возобновлены боевые действия между правящей партией и повстанцами, из-за чего количество смертей за два года было больше, чем за 17 лет войны, которую миротворцы ООН якобы закончили. То же самое случилось и в Конго, где произошли как самый смертоносный конфликт в мире после Второй мировой войны, так и крупнейшая миротворческая миссия в мире. Провалы миссии были и в Восточном Тиморе, и в Южном Судане, и в других странах. После череды неудач подход ООН к деятельности по поддержанию мира изменился. Миротворцам позволили не просто наблюдать за обстановкой на линиях прекращения огня, но и использовать военную силу. Из 18 миссий, развернутых с 2000 года, все большее количество сопровождалось мандатами на «принуждение»: солдаты ООН получили право открывать огонь на поражение.
Однако расширение полномочий не добавило «голубым каскам» эффективности. В частности, ученый Джереми Вайнштейн выявил, что 75% войн, в которые вмешалась ООН, в течение 10 лет вновь возобновились. Майкл Дойл и Николас Самбанис изучили 138 операций по поддержанию мира и обнаружили, что половина из тех, где привлекались миротворцы, не смогли снизить накал конфликта или прекратить его. А некоторые миротворцы вообще наносят вред тем, кому они должны были помочь. В Центральноафриканской Республике, Конго и Сомали представители «голубых касок» участвовали в пытках. В Боснии, на Гаити и в Косово они были причастны к торговле людьми. Также в ООН поступило более тысячи заявлений о сексуальных надругательствах и эксплуатации людей со стороны миротворцев.
Из этих фактов следует, что миротворцы на Украине вполне могут «наломать дров» вместо урегулирования. Но, может, это и есть настоящая цель? Недаром на этой линии настаивают все западные политики. В декабре газета The Wall Street Journal сообщила, что, по мнению Трампа, европейские войска нужно будет разместить на территории Украины для контроля соблюдения режима прекращения огня. И надо вспомнить, как несколько раз Украина с помощью войск ООН пыталась решить вопрос с Донбассом по косовскому сценарию, но не удалось — Россия накладывала вето. И сейчас есть сопротивление вводу западного контингента. «Россия понимает, что
Новости партнеров
«миротворческие силы» Запада станут лишь авангардом, а НАТО обеспечит прикрытие для постепенного наращивания контингента», — считает российский военный эксперт Алексей Леонков.
Не в восторге от перспектив участия в украинском конфликте и часть политиков, и население европейских стран. Опросы общественного мнения во Франции показали, что подавляющее большинство французов против идеи Макрона предоставить французские войска в распоряжение Украины. А премьер-министр Польши Дональд Туск заявил президенту Франции, что польские войска не войдут на Украину даже после того, как там будет объявлено о прекращении огня. Позднее в интервью польским СМИ Туск добавил аргументов: «Польша не отправит свои войска, потому что опасается последствий. Часть нынешней Украины в прошлом принадлежала Польше, поэтому присутствие польских войск там может быть плохо воспринято». К тому же, большая часть польской армии задействована в охране границы с Белоруссией. «Там задействовано около 10 тысяч солдат. И было бы трудно без ущерба для безопасности страны переместить их в другое место», — пояснил премьер-министр. Пока Польша не определилась с контингентом, но уже готова стать логистическим центром для миротворцев.
В Германии тоже не все ровно. Министр обороны ФРГ Борис Писториус готов ввести на Украину миротворческие войска, но с оговорками. «Как крупнейшая европейская страна-член НАТО и крупнейшая экономика континента, Германия не может остаться в стороне и бездействовать. Но хочу прояснить одну вещь: пока конфликт не окончен, немецких солдат на украинской земле не будет. Вопрос об этом возникнет, когда наступит перемирие или мир и когда определятся контуры постконфликтного существования. Например: пойдет ли речь о демаркационных линиях, установлении буферной зоны или создании зоны поддержания мира, в которой миротворческие задачи будет выполнять соответствующий контингент. Как видите, тут пока еще слишком много неясных моментов», — заявил он и призвал увеличить оборонный бюджет страны до 90 миллиардов евро в год. В начале декабря министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок тоже назвала миротворческие силы одним из элементов обеспечения устойчивого прекращения огня.
А вот лидер немецких христианских демократов Фридрих Мерц, который с большой долей вероятности станет канцлером после выборов в феврале, назвал безответственными спекуляции на теме возможной отправки миротворческих сил ФРГ на Украину.
О полной готовности направить «голубые каски» на Украину объявила лишь Италия. По словам главы Минобороны республики Гуидо Крозетто, Рим может принять участие в миротворческой миссии на Украине. Также без тени сомнений глава евродипломатии Кая Каллас допустила отправку европейских военных на Украину. При этом европейцы ждут, что от администрации Трампа поступят те или иные гарантии, что американские военные помогут европейским «миротворцам», если те окажутся под прицелом России. Это подтвердил эксперт, член Евросовета по международным отношениям Камиль Гранд, который отметил важность поиска приемлемого варианта для Киева. Он уверен, что договоренность о миротворцах в случае прекращения огня будет сигналом «для России, что ей не стоит возобновлять конфликт, а для США — что европейцы готовы рисковать собой». То есть, никто особо и не скрывает, что так называемые миротворцы выступят на стороне Киева и к исключительно его выгоде. И согласиться на подобные условия для России сродни капитуляции.
«Запад хочет оккупировать Украину, чтобы не допустить ее выхода из зоны своего контроля. Кроме того, это позволит им в удобный момент возобновить боевые действия под любым предлогом. Третья их цель — сделать так, чтобы линия разделения на Украине никогда не воспринималась как новая официальная граница. Россия же выступает за то, чтобы это была международно признанная граница», — делает вывод российский эксперт, сотрудник Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. А европейские войска не смогут выполнять роль миротворцев, так как не являются нейтральной стороной. Между тем, обязательное условие – этот как раз фактор нейтральности миротворческих сил по отношению к участникам конфликта.
По факту, Европа оказывает давление на Россию, заявляя о готовности ввода миротворцев, чтобы перед переговорами обеспечить режим Зеленского рычагами влияния на ситуацию, а украинцы желают вернуть утраченное с помощью иностранцев и готовы спровоцировать прямое военное противостояние между НАТО и Россией, втянув в боевые действия западных «миротворцев». Плюс скоро в ход пойдет и «тяжелая артиллерия» — Трамп и его команда тоже продвигают замораживание боевых действий по нынешней линии фронта, прекращение огня в зоне конфликта, миротворцев и прочие меры, мало отличимые от минских договоренностей. Возможно, у Трампа есть более свежие и оригинальные идеи, но пока о них ничего не известно.
В любом случае, все они – не хороши и не выгодны России. Когда нет безоговорочной победы, нельзя рассчитывать на уступчивость врага. И пока что, в 2025 году, вероятность обострения военных действий, при вводе пресловутого контингента или без него, выглядит более неотвратимой, чем достижение «прочного и устойчивого мира».