Замалчивать проблемы на фронте, которые подрывают веру в справедливость или напрямую влияют на боеспособность, означает содействие врагу, ведь именно ему выгодно, чтобы наша армия становилась слабой, плохо управляемой или раздираемой противоречиями. А сила всегда в правде, даже если она неприглядная, горькая или жестокая. И иногда эта правда всё-таки прорывается наверх. Наконец-то, спустя долгие годы и с большим опозданием, в российском минобороны анонсировали создание такого отдельного рода войск, как беспилотные, спустя более, чем два года, признали, что необходимо заниматься поиском пропавших без вести на СВО бойцов. На днях глава Минобороны Андрей Белоусов поручил создать комплексную систему поиска пропавших без вести военнослужащих и поддержки членов их семей. Однако, кроме этих проблем, уже накопилась масса новых вызовов, решать которые надо немедленно, не откладывая в долгий ящик. И среди них — случаи паразитизма чиновников на войне.
Липовые бойцы бухгалтерского «фронта»
Новости партнеров
Уже несколько громких скандалов разразилось, когда выяснилось, что ряд чиновников сделали вид, будто ушли на СВО и даже успели получить награды за липовые заслуги, а на самом деле — пристроились в безопасном тылу и фронта в глаза не видели. При этом чиновники без зазрения совести выкладывали свои «героические» селфи в форме и с оружием на фоне техники или непонятных развалюх. Этот приём они явно переняли у одного известного писателя, любившего выкладывать свои фото из Донбасса с красивыми позами с пулеметом возле пустого террикона или с пистолетом на свадьбе. Такой же показухой – обвешиванием себя медалями в несколько рядов и ношением военной или полувоенной формы или кителей с погонами – почти поголовно страдают многие гражданские чиновники, и в самом минобороны, как, например, экс-замминистра Тимур Иванов с его десятками наград, и особенно в ЛДНР. Выглядит это нелепо и странно, но традиция рядиться в военное обмундирование людям, не несущим армейской службы, не добавляет им рейтинга, а вызывает ощущение фальши и театральности.
Едва на государственном уровне было объявлено о тенденции привлечения к управлению участников спецоперации, как тут же ушлые чиновники сообразили, как получить нужный статус. Конечно, некоторые из них ушли на СВО честно, по велению долга. Но историй «охотников за статусом», отъявленных карьеристов и просто самозванцев, а также тех, для кого контракт с минобороны – лишь способ избежать тюрьмы, всплывает на поверхность все больше.
Один из скандалов связан с депутатом заксобрания из Екатеринбурга Алексеем Коробейниковым. Он разместил в соцсетях свои фотографии в военной форме, в том числе и с дроном «Упырь», заявив, что ушел добровольцем на фронт и договорился с производителями дронов о поставке их в войска. Производители беспилотников «Упырь» опровергли это таким текстом: «Как производители дрона «Упырь», который держит в руках депутат Коробейников, заявляем, что никто к нам не обращался. Депутат просто приехал на полигон, где проходит обучение на наших дронах, попросил подержать его у бойцов, сфоткался и ушел». Заинтересовавшиеся этой позорной историей журналисты выяснили, что данные Коробейникова отсутствуют в системе расчета денежного довольствия военнослужащих, информация о контракте Коробейникова не зафиксирована в «Барсах» (координационном центре добровольцев) – то есть, нет никаких данных, что он вообще заключал контракт с Минобороны. Где же «служит» доброволец-депутат Коробейников? Его обнаружили «бойцом» бухгалтерии Минобороны по Екатеринбургу.
Очередную возмутительную ложь, как чиновник паразитирует на СВО, нашли репортеры издания «Царьград». Экс-министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков поместил фотографии якобы из мест боевых действий на фонте БТР, а потом тоже обнаружился на теплом местечке в глубоком тылу. Экс-министр пошел на СВО как «в отмывочную», чтобы поправить подмоченную репутацию. Сообщается, что Старков был фигурантом уголовного дела о взятке — «помогал» частной фирме, занимающейся строительством и содержанием дорожных объектов. Старков воспользовался законом, по которому может искупить вину, отправившись на фронт, широко оповестил общественность об этом, и похвалился медалью участника СВО. Однако на самом деле Старков прикреплен к екатеринбургской воинской части №61207, где числится монтером железнодорожных путей в Екатеринбурге. Примечательно, что часть та же, где «воюет в бухгалтерии» депутат Коробейников. То есть, схема одна. Более того, как отмечают авторы журналистского расследования, командир этой части прислал в екатеринбургский суд прошение приостановить уголовное преследование экс-министра. Однако судья отказал.
«Два вопроса к Главной военной прокуратуре: каким образом можно «поехать на СВО», а приехать в в/ч 61207 в Екатеринбурге? Сколько ещё «военнослужащих», приписанных к этой части, «служат» на СВО и с кем они делятся выплатами?», — возмущены авторы. А люди в комментариях кипят от гнева. «Сколько их, паразитов: депутатов, министров, вице-мэров и просто ушлых ребят по регионам России служит на липовых должностях, делая вид, что они воюют на фронте? И про единицы самых нахальных становится известно. А сотни и тысячи более осторожных потом будут трясти медальками на парадах и строить из себя ветеранов третьей мировой», «И это происходит тогда, когда на фронте тяжело воюют и погибают наши ребята, по-настоящему, без постыдных инсценировок во имя будущей карьеры. Система отреагировала на опережение: лица останутся те же самые, но уже «участники» СВО. По документам уж точно» — такие и сходные по смыслу комментарии заполоняют сеть.
Еще одну историю огласил телеграм-канал «Замполит Татарии». В Татарстане два депутата сельских поселений от ЛДПР Руслан Хабибуллин и Тимур Садреев возили гуманитарку на фронт, начиная с 2022 года. А летом местное издание сообщило, что они уходят добровольцами на фронт. «Дальше начало твориться что-то загадочное. Только через месяц на региональном телеграм-канале ЛДПР Татарстана появилось подтверждение, что их депутаты таки ушли. Ну ладно, может, долго собирались…Потом все думали, что Хабибуллин и Садреев, наконец, начали проходить боевую подготовку на одном из полигонов, куда обычно направляют контрактников из Татарстана. И вдруг ТГ-канал «Единая Россия Татарстан» сообщает, что депутаты Садреев и Хабибуллин от лица бойцов 90-й танковой дивизии, воюющей на авдеевском направлении, наградили исполнительного секретаря казанского местного отделения партии «Единая Россия» Ольгу Воронову медалью «Волонтёры России». В итоге все запутались в извилистом пути двух депутатов, добровольцев СВО. Ибо те, согласно всем нормативам, в это время должны были быть на полигоне, но то ли не доехали до него, то ли прошли боевую подготовку дистанционно. Теперь Татарстанское отделение ЛДПР их позиционирует как бойцов татарстанского добровольческого батальона «Батыр». Но возникает резонный вопрос: а при чём здесь 90-я танковая дивизия? И почему у Хабибуллина и Садреева так много свободного от службы времени, чтобы ездить и награждать политических конкурентов — «единороссов»?», — иронизирует телеграм-канал «Замполит Татарии».
Очевидно, что новый курс государства под девизом «Новой элитой станут участники СВО» был быстро и выгодно переосмыслен рядом чиновников и политиков, которые нашли соответствующие лазейки. На сегодняшний день в зону СВО ушли более трех тысяч чиновников и депутатов разного уровня. Для подписания контракта с Минобороны требуется сложить с себя полномочия госслужащего, но это делается далеко не всегда, а должность сохраняется, идет стаж, который важен для пенсии. Ну а те, кто «грешил» на взятках и попался, получает прекращение уголовного преследования, затем амнистию и шанс начать «с чистого листа».
Новости партнеров
«Слышал о случаях, когда люди со связями, едва поцарапав пальчик в зоне СВО, сразу получают орден Мужества. При этом многие реальные бойцы, имеющие за плечами десятки штурмов и ранений, даже грамоты не удосужились, а ведь именно простые бойцы, не чиновники и не депутаты, выносят груз реальной войны, находясь непосредственно в окопах и в штурмах. И ждут какой-нибудь медальки не по одному году. В скором времени сложно будет встретить чиновника или депутата без ордена и не участника СВО. Но, как и где участвовал такой орденоносец на самом деле, и видел ли его кто-нибудь хоть раз на передовой — это вопрос», — считает участник спецоперации, казак Алексей Селиванов.
«Очень аккуратно скажу. Я знаю, что есть определенная схема, где 10 миллионов — и человек может получить такую услугу и четыре-пять месяцев находиться в определенных комфортных условиях», — рассказал российский военный эксперт и директор Центра стратегических исследований стран Южного Кавказа Евгений Михайлов. Он сообщил, что знает людей, которые получили условный срок, работая ранее в МВД, а потом попали не в зону боевых действий, а в военную комендатуру, где продолжили заниматься теми же «безобразиями», что и на гражданке. Также Михайлов отметил, что «с этим сейчас ведется борьба».
По большому счету, должна быть проверка таких случаев, а на подобной «карьере» приспособленцев поставлен большой крест. Однако в реальности персоны при власти и деньгах слишком легко и быстро получают индульгенции.
Неделями без эвакуации
По-прежнему не решена важнейшая проблема фронта – своевременная и оперативная эвакуация раненых с передовой. Недавно были обнародованы две истории, героические и трагические одновременно. Боец из Дагестана Закарья Алиев три недели удерживал опорник в одиночку, при этом получил 15 контузий. А боец Александр из Якутии 17 дней ждал эвакуацию, сам ампутировал себе ногу выше колена, чтобы не началась гангрена.
Раненых с фронта привозили в таком состоянии, что в ранах кишат опарыши, рассказывали донецкие врачи. У тех, кто долго ждал эвакуации, развивались сепсисы и абсцессы. В большинстве случаев правило «золотого часа», когда медики могут минимизировать ущерб здоровью после ранений, не соблюдалось. Результат – рост числа погибших и ставших инвалидами.
Военкоры и эксперты считают, что давно пора четко прописать ответственность командиров за личный состав и его сбережение, внедрять наземные беспилотные системы эвакуации раненых, увеличить количество эвакуационных групп и медиков. Наказывать за липовые отчеты и продвижения: перестать врать, как призывал министр обороны Андрей Белоусов.
По заветам Кима Филби
Новости партнеров
Не успел забыться дикий запрет на использование смартфонов бойцами на фронте, который чуть не парализовал всю работу артиллеристов, операторов бпла и других военспецов, как появился новый, не менее дикий. Бойцы и военкоры стали массово сообщать, что в российской армии начали задействовать гражданских таксистов для выполнения задач в зоне боевых действий. Это связано с новым законом, запрещающим использование гражданского транспорта для нужд военных. Так как бойцам запрещается теперь использовать личные машины, чтобы подвезти к фронту провизию, малогабаритные грузы или вывезти раненых, то приходится уговаривать таксистов, кто согласен пойти на этот риск.
Военный волонтер и журналист Анастасия Кашеварова сообщила про облавы на гуманитарный и личный транспорт военнослужащих после указаний командующих военными округами:
«Как я выяснила, никаких указаний от Министерства обороны, Генерального штаба по изъятию гуманитарных автомобилей и личного транспорта, а также по немедленной отправке водителя и командира в штурм — не было. Все эти инициативы личные — от командующих военными округами, которые начали выполнять на местном уровне. По моей информации командующие военными округами уже отказываются от своих приказов. Но маховик уже запущен и надо его срочно останавливать.
С 2023 года тянется история с постановкой на военный учет гуманитарного и личного транспорта в различных подразделениях ВС РФ. В моем распоряжении имеется распоряжение командующего группировки «Центр» с отсылкой на указания командующего группировки «Центр» об изъятии личного и гуманитарного транспорта. В этом документе мотив запрета связан со статистикой правонарушений военнослужащих с использованием транспорта, который не принадлежит ВС РФ, то есть как раз безучетный – гуманитарный и личный. За 10 месяцев 2024 года на транспортных средствах, не принадлежащих ВС РФ, военнослужащими группировки совершено 131 ДТП, в которых 21 человек погиб и 198 получили ранения, выявлено и пресечено 1079 нарушений, из которых: управление в состоянии опьянения – 96, управление без прав – 335, управление без номерных знаков и документов – 648. В связи с этим запрещается: перемещение военных на ТС, не принадлежащих ВС РФ, поставить такие ТС на учет в ВАИ и только тогда использовать.
Командующий группировки «Юг» устно запретил использовать неучтенный транспорт. Командиров воинских частей негласно заставили издать приказы с запретом использовать личным составом авто и мототехники, которая не поставлена на учет, а водителем техники может быть только тот, кто в подразделении состоит на должности водителя.
К чему это привело: на многих направлениях продолжаются облавы, все попрятали машины. Ротацию на ЛБС провести невозможно, руководство бригад отдают свои машины для выполнения боевых задач. БПЛАшники не могут съездить на склад получить FPV-дроны: ввиду скрытности и маскировки нужно перемещаться на гражданских авто».
96% мобильного легкого автотранспорта – это личные машины бойцов и поступившие как гуманитарная помощь. Чтобы поставить эти авто на учет, надо около трех месяцев. Это долгий срок, учитывая, что проблемы с доставкой разного снаряжения или грузов на фронт бойцам надо решать без отлагательств.
«За одну посадку некоторые командиры кладут больше людей, чем погибло в ДТП за 10 месяцев. Все доводы – пустые и неоправданные. Положительных сторон от подобных приказов нет. А те, кто придумал изымать транспорт личный и гуманитарный у военнослужащих, заслуживают звания Героя Украины», — заключает Кашеварова.
И действительно, действия авторов циркуляров с запретами сильно напоминают методику российского агента в британской разведке, легендарного Кима Филби: «Благодаря мне, работники контрразведки МИ-6 были отвлечены на написание никчемных бумажных справок и отчетов. Когда мои сотрудники начинали активно вести работу, вербовать агентуру, выявлять резидентов, я заваливал их никому не нужной бумажной рутиной, и их активность очень быстро сводилась на нет. Я горжусь тем, что лично разработал и ввел несколько новых форм отчетов. Поощряйте неэффективных работников, незаслуженно повышайте их по службе и поручайте им самую ответственную работу. Дискриминируйте эффективных сотрудников и несправедливо жалуйтесь на их работу. Увеличивайте бумажную работу: требуйте письменных распоряжений в нескольких экземплярах, ведите длительную переписку о деталях задачи и задавайте бесконечные вопросы. Устраивайте конференции, когда есть более важная работа. Умножайте количество процедур и разрешений. Позаботьтесь, чтобы для одобрения нужно было пройти минимум три инстанции. При выполнении рабочих задач всегда начинайте с наименее важных. Требуйте их безупречного выполнения и отправляйте на доработку по любому поводу».
Слишком часто возникает подозрение, что именно эти рекомендации по развалу любой работы внедряются во все сферы.
Инициативы под сукно
В Самаре летчики малой авиации уже год стучатся во все инстанции, предлагая использовать спортивные самолеты Як-52 для сбивания БПЛА. Этот опыт, кстати, используют украинские боевики. В частности, в Одессе на Як-52 они сбивали российские беспилотники. Между тем, о полете украинского крупного беспилотника известно заранее, известен его маршрут и есть время взлететь на перехват. Использовать военные самолеты против мелких целей — дорого, ПВО не хватает закрыть всю Россию, особенно глубоко в тылу, а малая авиация есть везде. В Самаре есть несколько аэроклубов, ребята готовы дежурить и вылетать в случае обнаружения БПЛА. Но на их инициативу реакции никакой уже год, рассказал депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев. «Направлял обращение и в Минобороны, и в региональные органы власти — тишина. Вероятное обьяснение: никто не хочет брать ответственность за то, что сбитый «народной дружиной» беспилотник может упасть на жилой дом или еще куда. Пусть военные стреляют. Вот и получается, что с точки зрения ответственности чиновников им проще, если вражеский беспилотник достигнет цели, чем сбитый до нее каким-нибудь инструктором ДОСААФ на спортивном самолете упадет на землю и что-то повредит или убьет. Конечно, риски есть, но их можно учесть при атаке. Почему хотя бы не попробовать?», — задается вопросом Матвеев. И, по его словам, ясно, что чиновники больше боятся «как бы чего не вышло», чем реальных потерь от атак вражеских дронов. Между тем, собственное производство и поставки беспилотников из западных стран в этом году позволили Украине выйти к цифре в два миллиона, а в 2025 году она может удвоиться.
Все это надо учитывать, не тянуть время, работать на опережение. Иначе так и будет накапливаться воз проблем и новые сотни бюрократических рогаток.