ГлавноеАналитикаВраги уделяют большое внимание появлению у Су-57 «плоского» сопла

Враги уделяют большое внимание появлению у Су-57 «плоского» сопла

Опубликовано

Профильные американские издания активно обсуждают появившиеся в Сети фото и видео Су-57 с новым типом сопла двигателя с управляемым вектором тяги. Фигурирует второй лётный прототип Су-57, Т-50-2, который впервые поднялся в воздух в марте 2011 года. Впоследствии он использовался для испытаний усовершенствованного турбовентиляторного двигателя АЛ-51Ф-1 (также известного как изделие 30), который впервые поднялся в воздух в декабре 2017 года — на самолёте был установлен только один из двигателей, наряду с одним из оригинальных АЛ-41Ф-1.

В турбовентиляторном двигателе, установленном в левой гондоле Т-50-2, так это его сопло, которое является примером новой уплощённой версии, предназначенной для оснащения АЛ-51Ф1, когда он будет установлен на усовершенствованную версию истребителя Су-57М.

Новости партнеров

АЛ-51Ф-1 был разработан как «чистая» конструкция, предназначенная для обеспечения большей тяги, меньшего веса и более низких эксплуатационных расходов по сравнению с предыдущим двигателем АЛ-41Ф-1. Недостатком более раннего двигателя является его неспособность обеспечить Су-57 сверхзвуковую скорость — полёт на скорости более 1,0 Маха в течение длительного времени без использования форсажа.

АЛ-41Ф-1, оригинальный двигатель для базовой модели Су-57, также используется в упрощённом виде в многоцелевом истребителе Су-35. АЛ-41Ф-1 (также известный как изделие 117) был создан путём модернизации существующего двигателя АЛ-31Ф, который использовался в более ранних истребителях Су-27 и Су-30.

В двигателях АЛ-41Ф-1, установленных на Су-57 и Су-35, используется сопло с управляемым вектором тяги осесимметричного типа. Трёхмерное управление вектором тяги и обеспечивает управление по тангажу, рысканию и крену.

Базовый вариант АЛ-51Ф-1 имеет аналогичную трёхмерную сопловую насадку для управления вектором тяги, но на новых изображениях можно видеть насадку двумерную, которая обеспечивает управление по тангажу, а также ограниченное управление по крену.

Такой тип «плоской» сопла двигателя также используется, например, на F-22 Raptor и в первую очередь предназначен для снижения радиолокационной заметности по сравнению с осесимметричной конструкцией сопла. Он также обеспечивает преимущества в инфракрасном диапазоне.

Создатели АЛ-51Ф-1, в комментариях, опубликованных Aviation Week, отмечают, что компания «Сухой» не была заинтересована в использовании плоской сопла для Су-57, когда эта программа была запущена. Только позже, после того как Су-57 и АЛ-51Ф-1 были испытаны, было заказано двухмерное сопло.

Поскольку «Сухой» «сопротивлялся изменениям в самом планере», разработчикам двигателя пришлось «придумать довольно сложную плоскую сопловую насадку».

Новости партнеров

Сопло имеет четыре независимо управляемые заслонки, которые работают за счет изменения поперечного сечения выпускаемого воздуха и вектора тяги. Из этих закрылков, которые установлены под углом, два предназначены для использования в дозвуковом режиме и два — для сверхзвукового полета. На изображениях также видно, что направляющие закрылки вентилируются, что в сочетании с воздухом, подаваемым через эти области, помогло бы охладить выхлопные газы и снизить инфракрасную заметность самолета.

Для Су-57 плоская сопловая часть принесла бы заметные преимущества с точки зрения снижения заметности с задней стороны. Оригинальная конструкция обеспечивала предельно низкую заметность с передней стороны, уделяя меньше внимания боковым и задней проекциям. В то же время изменённые сопловые части в некоторой степени снизят тягу, но это явно считается оправданным недостатком, учитывая улучшенные характеристики малозаметности, которые так необходимы для этого типа самолёта.

Также стоит отметить, что для версии двигателя АЛ-41Ф-1, используемой в тяжёлом БПЛА С-70 «Охотник», была разработана другая конструкция плоского сопла — без управления вектором тяги.

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

t.me/barantchik





Вашингтону не удалось расколоть российско-китайский тандем

Дональд Трамп потерпел первое крупное поражение ещё до вступления в должность Пламенный привет всем «изыскателям» линий раскола между Россией и Китаем! У визита с личным...

От Сирии до Большого Курдистана — последовательный сценарий США

То, что мы сейчас наблюдаем на Ближнем Востоке, — это давний сценарий, последовательно реализующийся на протяжении нескольких десятилетий. Долгосрочная стратегия по достижению коренных изменений...

«Это другое» терминальной стадии – или две больших проблемы Запада в Сирии

Незаслуженно мало внимания уделяется прецедентному значению событий, которые происходят в Сирии руками Турции и Израиля. Первая, как известно, публично заявляет о желании аннексировать Сирию по...

Читайте также

Как крах Асада повлияет на Россию и Ближний Восток

Исчезновение из Сирии Асада влечет глобальные сдвиги на мировой геополитической шахматной доске. Происходящее напрямую...

Дмитрий Медведев. О национальной идентичности и политическом выборе

Опыт России и Китая Нельзя же, в самом деле, отбить в слове «гомеопатическая» букву «я»...

В битву за Волчанск вступил «Африканский корпус Вагнера» и уже имеет успехи

Бандеровцы шепчутся, что сопротивление бесполезно, русские головорезы всех перебьют кувалдами После боев под харьковским Волчанском...