«Шиитская дуга» или «ось сопротивления» больше не существует» — это отмечают даже иранские СМИ, говоря о том, что сейчас свершилось то, чего добивалось ИГИЛ (запрещенная в РФ организация).
Некоторые иранские СМИ начали называть сирийских боевиков не «террористами», а «вооруженной оппозицией». Один из советников аятоллы Хаменеи, Джавар Лариджани, пояснил, что Башар Асад не смог контролировать ситуацию в стране, и в связи с этим, мол, и иранцы не могли вмешаться.
Новости партнеров
Характерна статья в иранском издании Fars News, где описывается, что Иран всегда поддерживал Сирию, но в последние годы «террористы мутировали», стали более умеренными, и сирийский народ перестал их боятся. В то же время сирийская армия морально разлагалась по религиозным и экономическим причинам, прежнего стимула борьбы с террористами уже не было.
Однако самое главное изменение было в Башаре Асаде. Якобы Иран еще до начала войны в Ливане указывал ему на наращивание террористических групп и даже официально давала ему рекомендации, которые не были приняты во внимание и это продолжалось до последних часов падения Асада.
Кроме того, в ходе переговоров иранские чиновники выражали решимость усилить Асада, однако он поддался на обещания других арабских и западных стран.
МИД Ирана, делая официальное заявление по поводу событий в Сирии, таких подробностей, конечно, не дает, и говорит о том, что уважает единство и принцип территориальной целостности Сирии, подчеркивая, что будущее является ответственностью исключительно народа этой страны.
При этом заявлено, что Иран, подчеркивая статус Сирии как важной страны в Западной Азии, не пожалеет никаких усилий для содействия безопасности и стабильности в Сирии и с этой целью продолжит консультации со всеми заинтересованными сторонами, особенно в регионе.
Пока не ясно, осознают ли аятоллы в полной мере, что если они не в состоянии полноценно поддерживать свои прокси-силы в регионе, то это резко меняет статус Ирана. Также сдачей Асада они дали повод собственной оппозиции рассчитывать на исход аналогичный сирийскому.
Израиль теперь явно будет усиливать работу с иранской оппозицией. Однако у Ирана еще есть шанс кардинально изменить ситуацию в регионе, объявив о наличии у него ядерного оружия.
Новости партнеров
В то же время, просто объявить о наличии ядерного оружия будет мало, придется продемонстрировать его испытания. И тогда, возможно, Ирану удастся снова поднять свой статус.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»