Ещё неделю назад стремительное продвижение протурецких боевиков выглядело как внезапный удар, заставший армию Ассада врасплох. Но общее соотношение сил был таким, что положение Дамаска не выглядело угрожающим. Армия Сирии, минимум, в три раза превосходила силы боевиков, как численно так и по количеству бронетехники и артиллерии. К тому, же ожидалось, что Тегеран оперативно начнёт переброску подкреплений, как КСИР из Ирана, так и отрядов «Хезболлы». Казалось, что были все перспективы оперативно купировать кризис, но прошла неделя и стало ясно, что кризис стремительно углубляется и переходит в обвал.
Боевиками захвачены или взяты под контроль (после переговоров) уже почти все главные центры Сирии — Алеппо, Хомс, Хама, Дараа и вышли к Пальмире. Практически, нигде сирийская армия не смогла оказать организованное сопротивление и постоянно отступает, бросая технику и склады.
Новости партнеров
При этом, Иран не спешит на помощь Асаду. Заявления иранских лидеров туманны и уклончивы. Похоже, что новое политическое руководство в лице президента Пезекшиана совершенно не желает втягиваться в новый военный конфликт в Сирии, Рахбар (лидер) Хаменеи очень слаб, а руководство КСИР ослаблено потерями после израильских диверсионных ударов прошлого года и влияние его подорвано. В аналогичном состоянии и «Хезболла» — полевые командиры отказались от переброски в Сирию, мотивируя это высокими потерями в прошедшей войне и сохраняющейся угрозой продолжения агрессии Израиля. При этом, старое политическое руководство «Хезболлы» почти полностью уничтожено, а пришедшие им на смену молодые лидеры не имеют влияния на военное крыло.
Очевидно, что и Россия сейчас не сможет повторить свой план семилетней давности. Напомним, в 2016 году российский генштаб помог сирийцам сформировать особое соединение 5 ДШК — пятый добровольческий штурмовой корпус, укомплектованный сирийским рядовым составом и российскими командирами, который сыграл определяющую роль в сражениях той войны. При поддержке российской авиации, а так же созданной перед этим ЧВК «Вагнер», иранской «Хезболлы» и частей КСИРа Сирийская армия смогла переломить ход войны с ИГИЛ (запрещена в России) и их союзниками, а за тем и разгромить их.
Максимально, что может делать сегодня Россия, это оказывать авиационную поддержку и вести разведку.
Всё это делает перспективы отражения нынешнего турецкого вторжения весьма неясными. Понимает это и Турция. Видя успехи своих «подсоветных», Эрдоган полностью отбросил все сантименты, разорвал все договорённости, заключённые ранее на переговорах в Астане, и откровенно заявил о том, что готов взять Сирию под полный контроль.
И следующая неделя станет определяющей. Если войска Ассада не смогут сформировать устойчивую линию обороны, то уже к концу недели отряды боевиков могут выйти к Дамаску и ворваться в провинцию Латакия — главную опорную территорию Асада.
Это, конечно, весьма тревожно и для нас. В Латакии находятся наши главные базы — «Тартус» и «Хмеймим» и продвижение боевиков к ним может превратить их в осаждённые крепости. Какие планы российского генштаба мы не знаем, но уверены, что там рассматривают все варианты…
Но даже падение Дамаска не даст Эрдогану того, что он так ищет — восстановления новой Османской империи.
Новости партнеров
Вместо пира победителя он получит долгую войну. Сирийские курды явно не смирятся с перспективой стать данниками Эрдогана и к ним вполне могут присоединиться курды Турции. При этом не факт, что Эрдоган сможет удержать под контролем своих «умеренных», которые сейчас победным маршем идут по Сирии. Захватив Сирию, они вполне способны кинуть дряхлеющего султана и заняться восстановлением очередного ИГИЛа…
Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба