Чем ближе к выборам, тем преимущество кандидата от республиканцев Дональда Трампа становится все более ощутимым. И тем выше риски того, что демократы (не будем забывать, что на данный момент в их руках находится административный ресурс) прибегнут к фальсификации, чтобы протащить своего кандидата, и, соответственно, тем выше риски протестных выступлений по итогам голосования – вплоть до гражданской войны, которую, кстати говоря, как пишет Time со ссылкой на собственный опрос, ожидает чуть более четверти американцев.
Начнем с социологии.
Новости партнеров
Так, согласно исследованию Гарвардского центра американских политических исследований, на середину октября в колеблющихся штатах, по сути, расстановка сил в которых и будет решающей, Трамп опережает своего соперника от демократов Камалу Харрис среди досрочно проголосовавших на один процент – 48 против 47 процентов (правда, среди досрочно проголосовавших в национальном масштабе лидирует Харрис с восьмипроцентным отрывом). По данным исследования Decision Desk HQ, на которое ссылается The Hill, и опубликованным спустя чуть менее недели после гарвардского, в целом по стране среди ещё не проголосовавших Трамп опережает Харрис аж на 10% (52% против 42%).
Впрочем, куда интереснее опрос Wall Street Journal (он тоже фиксирует лидерство Трампа), согласно которому поведение Харрис вызывает недовольство у большего количества американцев, чем Трампа (высокий антирейтинг последнего никто не отменял), 48% против 54%. Более того, исследователи фиксируют рост положительного отношения к республиканцу, что довольно симптоматично, учитывая, что демократы в открытую не чураются грязных приемчиков, дабы ретушировать слабые места своего кандидата (в частности, как сообщает Daily Express, телеканал CBS News не стал транслировать неотредактированную версию интервью с Харрис, в котором та не смогла четко сформулировать свою позицию по израильскому треку).
Разумеется, было бы весьма опрометчиво прогнозировать стопроцентную победу республиканца, но то обстоятельство, что его шансы на успех очень высоки, не вызывает сомнений. Однако вряд ли его перевес будет (в случае победы) большим. Дело, по всей видимости, будет в нескольких процентах. И вот это даёт демократам возможность чуть подкорректировать итоги выборов (поскольку эта разница не катастрофическая, то есть не бросается в глаза). И вот тут возникает вопрос: какой будет реакция республиканцев (а какая-то точно будет) на фальсификации, если, конечно, они будут применены? Иначе: насколько велик риск гражданской войны (особенно учитывая слова Трампа о «кровавой бане» в случае его поражения, которые он потом чуть не опроверг, сказав, что его высказывание относится к автопрому)?
Риск, несомненно, наличествует. Вспомним слова Джо Байдена, артикулировавшего свою неуверенность в мирной передаче власти при условии, что победу одержит кандидат от демократов. К тому же прецедент уже был: штурм Капитолия в начале 2021 года, когда республиканцы заявили о фальсификациях на выборах, по всей видимости, действительно имевших место. А с того времени не сказать чтобы ситуация во внутриполитической жизни США гармонизировалась.
Наоборот, противоречия стали ещё более острыми.
По той социологии, что приводит Time, 12% опрошенных заявили, что лично знают человека, готового взяться за оружие, если окажется, что Трамп был обманут в ходе выборов, за Харрис цифра поменьше – 5%. Но если вспомнить историю с Техасом, который презрел указание федерального центра и который поддержали более 20 штатов, в которых заправляют республиканцы, картинка начинает вырисовываться. По словам историка американской гражданской войны 1861–1865 годов Барбары Уолтер, если сопоставить наличествующих факторы с контрольными, то есть необходимыми для начала гражданской войны, то «Соединенные Штаты… вступили на очень опасную территорию».
И тут основной момент заключается только в том, хватит ли у Трампа и его окружения (включая те элитные группы, которые за ним стоят) решимости на такой шаг. Тут надо понимать, что гражданская война может расколоть США на два лагеря, на две страны, после чего лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой» станет совершенной архаикой. И что-то подсказывает, что на такое республиканцы не пойдут, как не пошли в январе 21-го, когда у них было немало шансов, чтобы захватить власть.