Суммировав все события, которые имели место на саммите БРИКС и рядом, можно сказать одно: конкуренция геополитическая идет жёсткая, а бульдоги под ковром очень зубастые и непримиримые.
Ряд коллег ожидал от мероприятия чуть ли не объявления крестового похода Глобального Юга против Запада. Другие предполагали, что мероприятие сведётся к нагибанию России Индией и Китаем, чтобы та скорее шла на условия Запада и мирилась с Украиной. Как видится, на выходе получилась скучная реальность.
Новости партнеров
Были обозначены даже не контуры нового мира, а принципы, по которым эти контуры надо рисовать, и сферы, без которых не обойтись. Это децентрализация финансовых платежей и страхования, международное в рамках БРИКС урегулирование проблемных точек на планете военно-политическим путём, реформирование МВФ и ВТО без упразднения их в целом, трансформация финансово-экономической среды в менее комфортное для американских санкций состояние. И всё это – на мягких лапах.
Больше скажу: дальнейшая динамика работы БРИКС и будет такой же раздражающе-неторопливой. Объединение сейчас в состоянии Китая 90-х – нулевых годов XXI века, когда главным для Пекина было не высовываться и накапливать потенциал. Потому что если кто-то сейчас заявит об отказе от доллара, SWIFT, МВФ или ВТО, то тут же получит мощный залп из всех стволов гегемона. Которого пока хоронить не стоит.
Украина идёт в общем ряду с Суданом, Палестиной и другими далекими от нас вещами. Многих это удивило, хотя с чего бы – БРИКС это очень большой по географии и спектру интересов блок, было бы странно ожидать его сосредоточенности именно на вопросах Работино и Угледара.
Враги за нашей активностью следят. Свежий The Economist разбирает план создания механизма расчётов внутри БРИКС, с облегчением добавляя, что это пока не Бреттон-Вудс, а США в целом контролируют ситуацию – например, удалось напугать Банк международных расчётов в Швейцарии, который был одним из инициаторов проекта альтернативных платежей mBridge по расчётам в цифровом юане. И теперь эта работа затормозилась.
Затормозилась – не значит отменилась. Мягкость формулировок пусть в заблуждение не вводит. Не потому, что мы такие крутые, а потому, что объективная реальность. Реформа существующей финансовой системы неизбежна, если только в мире останутся центры сил, не заинтересованных в контроле со стороны США. А таких, кажется, всё больше. Пока что они не согласованы по параметрам «в чём именно не заинтересованы», но это дело наживное.
Насколько эффективной будет работа по БРИКС до следующего саммита в Бразилии можно будет судить по таким маркерам:
— интенсификация внутриблоковой торговли в целом. Это будет говорить о переключении с западных рынков на рынки БРИКС;
Новости партнеров
— динамика использования валют БРИКС в этой торговле. Необязательно принудительно запрещать доллар, от него можно мягко отойти;
— возникновение бирж газа, зерна, металла и прочих ресурсов. Неважно, как они будут называться, лишь бы могли выполнять функции, аналогичные западным;
— внедрение под громким названием «цифровые платежи» механизмов, позволяющих в крипте, цифровых рублях, юанях и пр. проводить транзакции не через корреспондентские счета, подконтрольные Минфину США.
Если начнут появляться новости, то тут, то там, о подобной активности – значит, саммит БРИКС удался.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»