Новое руководство НАТО планирует дополнительно сформировать 49 пехотных, танковых и артиллерийских бригад. Понадобится живая сила…
Истерика по-польски
Новости партнеров
В послевоенные годы, когда ещё свежи были воспоминания, большой популярностью пользовалась картина Кукрыниксов «Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии». В бункере с бронированными дверями охваченные пьяным отчаянием генералы вермахта во главе с самим Гитлером пытаются осмыслить весть о неизбежности полного и безоговорочного краха казавшегося тысячелетним рейха.
Судя по всему, примерно столь же горестные мысли нынче бродят в головах высокопоставленных политиков и военных не только на Украине, но и на Западе. В последнее время всё чаще можно услышать лихорадочные рассуждения на тему: «А что будет, если выгибающийся сейчас дугой фронт ВСУ рухнет, и, как следствие, русские бодрым солдатским шагом дойдут до Одессы и Львова?»
Одно из самых свежих высказываний на эту тему принадлежит бывшему начальнику Генштаба Войска Польского (в 2018-2023 годах) генералу Раймунду Анджейчаку на недавно завершившейся конференции Defending Baltics в Вильнюсе. Суть выступления генерала в изложении специализированного американского журнала Military Watch звучит примерно следующим образом: с учётом, что война на Украине всё больше кажется проигранной, оборонное планирование Североатлантического альянса должно сосредоточиться на обеспечении безопасности границ НАТО в эпоху, когда и Украина, и Беларусь будут находиться в сфере влияния России.
Ну а что всё-таки делать? «После победы России на Украине у нас будет одна российская дивизия во Львове, одна в Бресте и одна в Гродно… Но если далее они нападут хотя бы на дюйм литовской территории, ответ последует немедленно. Не в первый день, а в первую минуту! Мы поразим все стратегические цели в радиусе 300 километров. Мы напрямую атакуем Санкт-Петербург», — заверил собравшихся не в меру воинственный гость из Варшавы. Добавив, что именно его стране предстоит «взять на себя инициативу» в сдерживании Москвы.
«Россия должна понять, что нападение на Польшу или страны Балтии будет означать её конец… Это единственный способ удержать Кремль от подобной агрессии», — продолжал надувать щёки экс-начальник польского Генштаба. Забыв, правда, пояснить: а к чему, собственно, нашей стране его до мозга костей русофобская и замученная историческими комплексами по отношению к русским Польша? И зачем нам страны Балтии с теми же проблемами?
Москве что, больше заняться нечем, кроме как нападать на Польшу и прибалтийские «вымираты»? Некуда разумно потратить свои отнюдь не безразмерные экономические и военные ресурсы? Которые, кстати, больше пригодятся для скорейшего восстановления тех районов бывшей Украины, что уже стали или станут частью нашей страны?
Силы реванша
Новости партнеров
Но эти простые и понятные истины в стане наших оголтелых врагов предпочитают не замечать. А всё сильней колотят в боевые барабаны, уверяя сограждан, будто до последнего удерживавший «врага с Востока» Киев уже практически испустил дух. По крайней мере, боевой — и это точно. Вследствие чего «безжалостная русская орда» оказалась у самого натовского порога. Поэтому сознательным европейцам надлежит безропотно снимать последнюю рубаху и отдавать на масштабное укрепление обороны. Причём, судя по ажиотажным заявлениям, военные потребности НАТО действительно выглядят необъятными.
В изложении германского издания Welt, которое ссылается на натовские документы, «перед лицом нарастающей российской угрозы» Североатлантический альянс принял решение в обозримой перспективе дополнительно развернуть 49 боеспособных пехотных, артиллерийских и танковых бригад (примерно по 5 тысяч солдат и офицеров в каждой). Но и это не всё. Бригады, как мечтается Брюсселю, будут объединены в 14 новых дивизий, а те, в свою очередь, — в 9 армейских корпусов.
Это станет дополнением к тем 82 расчётным бригадам, которые уже существуют в сухопутных войсках стран-участниц блока. Одновременно, как сказано в публикации, с учётом опыта боевых действий на Украине, альянс намерен пятикратно увеличить количество своих наземных средств ПВО и численность боевых и транспортных вертолётов армейской авиации.
Таким образом, в НАТО официально признали, что для отражения гипотетического вторжения полуторамиллионной армии России в Европу на огромном пространстве «от моря до моря», как это звучит в переводе с польского языка, западным союзникам потребуется создать как минимум 131 условную полноценную боевую бригаду только на первом этапе. А дальше, как пойдёт… Не исключено, что в странах Западной, Центральной и Восточной Европы придётся провести всеобщую или частичную мобилизацию. В Брюсселе не исключают такой возможности.
Кто всё это придумал и подсчитал? По информации Welt, под соответствующими штабными расчётами, представленными новому генсеку НАТО Марку Рютте, стоят подписи главнокомандующего Объединёнными силами блока в Европе американского генерала Кристофера Каволи и верховного главнокомандующего союзными войсками по трансформации его французского коллеги Пьера Вандье.
То есть авторство по западной иерархии — выше некуда. Поэтому, как можно догадаться, приведённые расчёты вскоре могут стать обязательными к выполнению военно-политическими директивами Брюсселя. Для всех без исключения государств-членов альянса.
Однако вопрос в другом: а насколько реально для Запада хоть когда-нибудь выполнить намеченное? Например, и у нас, и за рубежом множество специалистов считают: ничего у НАТО не получится, ибо по принятым там нормативам для столь резкого усиления понадобится просто прорва нового оружия, боевой и прочей техники.
Одних только новых артиллерийских систем — до 1000. К тому же, как говорится, «до кучи», понадобится приблизительно ещё 10 тысяч разного рода и назначения новых боевых бронированных машин. И это без учёта необходимой плановой замены всего перечисленного военного имущества в уже существующих бригадах альянса.
Новости партнеров
Где «миллион»?
Если кому-то кажется, будто такого масштаба задача по силам давно пребывающему в кризисе западноевропейскому военно-промышленному комплексу, пусть честно ответит всего на один вопрос: а где миллион артиллерийских снарядов, который руководство НАТО в своё время клятвенно обещало Украине?
Никакого миллиона снарядов у ВСУ нет, и, скорее всего, уже не будет. Потому что, буквально «пропылесосив» с толстенными бумажниками в руках свои собственные склады, а также арсеналы практически всего остального мира, к февралю нынешнего года союзники сумели наскрести для Киева всего 800 тысяч боеприпасов калибров 155 мм и 122 мм. Хватит на несколько месяцев напряжённых боёв с русскими в Донбассе, а потом — сосите лапы у орудийных лафетов.
Но главное, где уже много лет, как минимум с окончания холодной войны, блаженствующим в объятиях всеобщего пацифизма европейцам набрать 245 тысяч штыков для новых бригад и вспомогательных частей и подразделений? Тем более, что нигде в Европе очередей в вербовочные пункты не наблюдается. А польское издание Defence24.pl на днях скромно признало, что, к примеру, в этой стране «молодых людей, желающих и способных служить в Войске Польском, с каждым годом всё меньше».
И дело не только в удручающей демографии. Просто у молодёжи на Западе уже давно другие экономические и личные интересы, бесконечно далёкие от стремления насмерть защищать родную землю от кого бы то ни было. И это не только в Польше. Возьмём хотя бы богатейшую и ещё недавно вроде бы благополучнейшую Германию.
Согласно «Белой книге» (Weißbuch der Bundesregierung), опубликованной в 2016 году, уже тогда, когда на Украине только разгорался острый военно-политический кризис, в бундесвере планировали создать новую механизированную дивизию. В её составе, по замыслу, должна быть одна танковая и две панцергренадерских (мотопехотных) бригады, а также собственное вертолётное подразделение. В общей сложности — примерно 20 тысяч военнослужащих.
Но, как говорится, не всё сразу. Никогда не угадаете, какой временной рубеж готовности Берлин наметил для нового соединения. 2027 год! Целое десятилетие немцы отвели себе на обзаведение всего тремя бригадами.
А теперь вернёмся к организационным планам НАТО на ближайшее время, о которых только что поведала Welt. В соответствии с ними немцам в оговоренные сроки предписано поставить в общий боевой строй альянса ещё не менее пяти боеготовых, развёрнутых по штатам военного времени бригад. Это в дополнение к тем трём, что составят костяк новой механизированной дивизии бундесвера через три года. Как, откуда?
Расходный материал
Правильные ответы знают, надо думать, только генералы Каволи и Вандье, чьи подписи стоят под документами для генсека Рютте. Но они же не волшебники! Поэтому единственное, что приходит в голову, к примеру, мне: в НАТО наверняка рассчитывают и тут частично вывернуться за счёт украинцев.
Логика «мудрецов» из НАТО может быть такова. Если Украина действительно потерпит серьёзное поражение от России и российские войска окажутся на границах Польши, Венгрии, Румынии и Словакии, то что будет с солдатами и офицерами разгромленных ВСУ? Наверняка они тысячами перейдут через государственные рубежи на сопредельную сторону. Часть этой публики, несомненно, будет охвачена жаждой реванша, у других, кроме привычной войны с Россией, не будет иного источника дохода.
Согласитесь, «разбазарить» по лагерям для беженцев такой обстрелянный в боях кадровый «актив» для Брюсселя будет не по-хозяйски. Особенно в условиях, когда в запланированные 49 бригад собственные граждане не особо стремятся.
Если военные события на Украине и вокруг неё в обозримой перспективе пойдут именно этим путём, я думаю, что есть высокая вероятность появления в странах НАТО специальных «гарнизонов», состоящих из беглых украинских военных. И тогда вполне возможно повторится нечто похожее на знаменитое «Галлиполийское сидение» на берегу пролива Дарданеллы. Сюда в 1920 году угодили войска 1-го армейского корпуса белогвардейского генерала Александра Кутепова после поражения от красных и бегства из Крыма.
Всем же было понятно, что полки и дивизии кутеповцев годами не расформировывали не просто так. Бывшие союзники по Первой мировой войне приютили белогвардейцев в расчёте использовать их в качестве ударного отряда в новой войне с Советской Россией. Если бы, конечно, такая война в ту пору началась. Но не случилось. В 1923 году деньги у союзников на русских кончились. Поэтому «Галлиполийское сидение» велено было сворачивать. А кутеповцы подались кто во французский Иностранный легион, кто в парижские или берлинские таксисты.
Наверняка Запад сделал выводы из той давней истории. Поэтому, скорее всего, отнесётся к потенциально беглым вэсэушникам, если таковые появятся в его распоряжении, более рачительно. Вполне возможно, что многим тысячам из них будет уготована участь ударного «пушечного мяса» в натовских бригадах. Иначе откуда бы таким соединениям взяться?