Вопрос о том, против кого Трамп и его команда будут воевать в первую очередь, – это вопрос большой стратегии США. Выбор приоритетов целей между Россией и Китаем – это вопрос жизни и смерти США. Перед ними классическая вилка: браться за Китай, не победив Россию и браться за Россию, не победив Китай, одинаково опасно. Настолько опасно, что нельзя даже начинать войну с двумя такими противниками одновременно.
Не только ядерный удар России по НАТО откроет ящик Пандоры. Его откроет и удар США по России, независимо от того, ядерный он или нет.
Новости партнеров
То, что Трамп говорит, что ударит по Москве, если та не отстанет от Украины – это бахвальство на публику. Нельзя грабить банк, не сняв охрану. Нельзя бить по Москве, не ударив перед этим по российским ПВО и пунктам базирования ракет. Любой такой удар, параллельный или последовательный, – это гарантия массированного ответного+ удара российским СЯО по США и Европе. Есть ли такой мандат у Трампа? Его нет и никогда не будет.
Значит, США надо выбирать. Блицкрига у них не получится ни с Россией, ни с Китаем. А без блицкрига всё бессмысленно. ЯО остаётся оружием сдерживания и гарантированного ответа, а не успешного превентивного удара. Могут ли в США решиться на удар дальними ракетами по российскому тылу? Да, могут. Но это начало ядерной войны без шанса в ней уцелеть. Стоит ли Украина самоубийства? Если даже политики и решатся, Пентагону будет трудно с этим согласиться.
США будут кружить вокруг России и Китая, как тигр между двумя бабуинами, опасаясь напасть и повернуться спиной к каждому из них, рыча и скаля зубы, но выжидая момента. Они будут наращивать силы для гарантированного превентивного удара – без шанса реально такую возможность получить. Потому что Россия и Китай тоже не будут стоять и смотреть, а будут наращивать ответный потенциал. И если решат, что США подошли к вероятности превентивного удара, то ударят первыми. Такую вероятность стратеги Пентагона закладывают в расчёты. И пока она есть, первыми им атаковать бессмысленно.
То есть вопрос, кто будет первым для США (при Трампе или Харрис, без разницы) – это выбор без выбора. Точнее не так – выбор есть, и он единственный. Первыми будут США. Не стоит жить в иллюзии, что в России или Китае, поняв, что началось или вот-вот начнётся, сожмутся от страха и побегут просить пощады. В этих странах культура отношения к смерти иная, чем на Западе. Первыми будут США, и они же будут последними. Даже если они ударят в ответ и что-то собьют, всё равно их не станет. Будет только так, и никак иначе.
А значит вопрос с кого начать, с России или Китая, для США тривиальный. Начать надо с себя. Перестать тешить себя иллюзией, что «куда они денутся, побоятся и не жахнут». Пока даже теоретически могут жахнуть, стоит быть трезвым.
Но фактор времени против США. Чем дольше они не начинают, выбирая момент, тем сильнее готовятся противники. Лучшее время для удара они уже упустили. Дальше будет хуже. Риск истеричных решений в США нарастает по экспоненте. Трудные решения предстоят новой администрации. Они пойдут между Сциллой и Харибдой. Одно неверное движение – и они трупы. Лучше быть живой собакой, чем мёртвым львом. Екклесиаст плохого не посоветует.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»