Давайте подумаем, почему в России есть востоковеды, но нет западоведов и само это слово нам кажется неуклюжим и неуместным. Потому, что мы привыкли считать Восток объектом, а вот Запад — субъектом. Запад не то, что изучают, но тот, кто изучает.
Запад действует через нас, он проникает внутрь нашего научного сознания. Мы тщимся смотреть на все его глазами, принимаем его методы, критерии и учения как нечто универсальное и общеобязательное.
Новости партнеров
Очевидно, такая установка ущербна, лишает русскую науку субъектности, по умолчанию превращая нашу страну в полу-Запад, недо-Запад, в вечно догоняющую Запад идентичность.
Поэтому западоведение сегодня необходимо.
Может быть, термин «вестернология» более благозвучен. Но смысл тот же. Мы должны изучать Запад как объект. Симметрично Востоку.
А субъектом должны быть мы сами. Русским субъектом.
И познание России и всего русского — это самопознание. Тогда как познание Запада и Востока — это познание Другого, значимого, но все же всегда Другого.
И ничего догоняющего. Кое-что и у Запада, и у Востока перенимать можно, но предварительно внимательно подумав, прикинув, соотнеся с нашими собственными традиционными ценностями.
Автор — философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова