Украине не хватает денег для ведения боевых действий. Чтобы хоть что-то заработать, военно-промышленный комплекс киевского режима добивается разрешения на экспорт оружия. Однако на Западе это могут не понять. У России тоже есть мощный контраргумент.
Оружие на вывоз
Новости партнеров
Украинский ВПК оказался наиболее перспективной отраслью, которая не только привлекает инвестиции, но и способна самостоятельно приносить деньги в пустеющий госбюджет. Но пока действует военное положение, вывоз оружия и боеприпасов запрещен. Поэтому сейчас Верховная рада разрабатывает механизм, позволяющий предприятиям экспортировать излишки. Торговать собираются только тем, что якобы не потребуется ВСУ. Планируемый доход — до 15 миллиардов долларов в год, утверждает Politico.
«Ограничениями экспорта мы лишь тормозим развитие стратегической отрасли», — заявила нардеп Галина Янченко. Западные СМИ высоко оценивают подъем военного производства на Украине с начала СВО. Якобы сейчас предприятия выпускают в 25 раз больше боеприпасов, чем в 2022-м, и способны изготавливать до четырех миллионов беспилотников в год.
Однако не все в правительстве поддержали эту инициативу. «Представьте, как это будет выглядеть. Украина экспортирует оружие во время конфликта, одновременно требуя от партнеров военной помощи. Сами украинцы не поймут, да и партнеры тоже», — предупредил неназванный высокопоставленный представитель украинского МИД.
А покупатели уже есть. Так, горячую заинтересованность выразил министр обороны Эстонии Ханно Певкур. Причем готов покупать в обход запретов, главное — договориться с Киевом. Речь идет в первую очередь о дальнобойных ракетах.
На Украине же намерены наладить прежде всего поставки БПЛА. По оценкам местного эксперта Павла Нарожного, производители беспилотников «недозагружены». То есть могут делать больше, но у государства не хватает средств на закупки.
«С денег от экспорта беспилотников будут уплачены налоги. Все налоги идут в Министерство обороны. И мы по цепи сможем на них сами закупать себе дроны», — объясняет он.
Цена провала
Новости партнеров
Киев требует от Запада не только поставлять готовые технику и боеприпасы, но и вкладывать средства в украинский ВПК. Не без успеха: министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен планирует к концу года создать для этих целей специальный фонд. Инвесторы получат долю в собственности и доступ к отраслевой информации.
Внести свой вклад намерена и Франция. По словам Зеленского, тут «модель партнерства» другая: французы дают деньги на новые производства. Это сейчас обсуждается на правительственном уровне.
На самом деле подобные проекты — не от хорошей жизни: уже очевидно, что упорные попытки ЕС обеспечить Украину оружием провалились, пишет The Washington Post.
«Думаю, есть понимание того, что Европа не справилась с этим и украинцам проще сделать все самим», — отметил один из европейских дипломатов. Другой чиновник из ЕС назвал финансирование ВПК киевского режима «переломным моментом».
На это уже выделили 440 миллионов долларов. Дания дополнительно дает 190. Литва и Канада также обещают поучаствовать.
Вслед за немцами
«Украине по-прежнему требуется значительная помощь Запада», — констатирует вашингтонский Институт изучения войны. А Германия решила сократить прямые поставки. Из документов Минобороны стало известно, что военное руководство скептически оценивает как собственные финансовые возможности, так и победный потенциал ВСУ. Поэтому «крупногабаритные вооружения» отменяются. Артиллерийские боеприпасы продолжат поступать в прежних объемах — 100 тысяч в год. Увеличивать не собираются.
«Конечно, Киев не оставят без оружия. Запад очень старается перенести производство на Украину. Идея такая: привозить туда готовые комплекты для сборки — на подземные заводы. Такие уже там есть», — говорит военный эксперт Юрий Кнутов.
Новости партнеров
На днях франко-германская оружейная группа KNDS открыла офис в Киеве, чтобы наладить на Украине производство натовских 155-миллиметровых снарядов. Другие на подходе.
Все изменится, если Россия нанесет по заводам удары высокоточным оружием, например «Кинжалами», полагает Кнутов. Уничтожение значительной части военно-промышленной базы сделает саму идею бесперспективной. Тогда ЕС придется придумывать что-то еще — ведь, как признают в Брюсселе, без внешней помощи Украина не продержится и месяца.