Эффект от геймченджера 1.0, террористического наскока ВСУ в Курскую область, для Киева начинает сходить на нет. Западные хозяева отмежевались с плановыми и неплановыми подачками, перекладывая проблему друг на друга. «Рамштайн» отменён. Удары дальнобойными ракетами в глубь России Запад пока не санкционировал. Ситуация в Донбассе для Киева по-прежнему ухудшается, давит многотонным прессом, и нет таких ресурсов, чтобы его остановить. Поэтому, пока у Киева есть хоть какие-то ресурсы, режиму срочно нужен геймчейнджер 2.0.
На столе у Зеленского и его хозяев лежат сейчас два варианта подобных действий. Один — это нападение на Белоруссию. Аргументами «за» у них считается якобы слабость «режима Лукашенко» и относительно малочисленная армия с отсутствием боевого опыта. По задумке, при нападении крупными силами и стремительном продвижении в глубь территории Белоруссии есть огромная вероятность добиться успеха. Тем более, что 50-тысячная армия РБ значительными соединениями стоит на западной границе. Поэтому, считают в Киеве, никакие мобилизационные мероприятия белорусы провести не успеют, особенно если ВСУ удастся трёхсоткилометровый рывок до Минска за несколько дней. А там уже и поднимут голову те, кто «майданил» против Батьки, — а таких, считают они, больше половины.
Новости партнеров
Также к аргументам «за» Киев относит огромные плюсы в случае реализации подобных «хотелок». Вырвать такой потенциал из сферы РФ, лишить её главного союзника на западных границах — это серьёзно поменять геополитический баланс. Репутационные потери Москвы также будут зашкаливающими: они значительно перекроют эффект от временно вырванного из тела России в Курской области клочка размером 20 на 40 км. Спонсорская помощь в Киев польётся прежней полноценной рекой.
Но над всем этим довлеют серьёзные аргументы «против». Если «стремительный рывок» из нескольких дней превратится в несколько недель, то очевидно, армия РБ сможет мобилизоваться. Такое нападение резко повысит её мобилизационный потенциал в морально-патриотическом плане. И Россия сможет быстро перебросить братскую помощь. Учитывает Киев и то, что на территории Белоруссии уже размещено российское ЯО. То есть на северном фронте ВСУ могут получить такой «отлуп», что придётся распрощаться не только с «перемогой», но и с собственной столицей в течение максимум полугода.
Вторым кейсом условного гемчейнджера 2.0, лежащим у Киева на столе, является Приднестровье. В случае его удачного исполнения плюсы не такие жирные, но тоже существенные. Для России утрата анклава с собственными гражданами — значительная репутационная потеря. Кроме того, помимо очередного взбадривания украинских масс, в этом случае немаловажен фактор неоценимой услуги Киева для Запада. Поскольку русский вооружённый анклав исчезает в молдавском вопросе, то вхождению Молдавии в НАТО уже ничто не мешает. За это спонсоры могут опять начать подкидывать Киеву «на войну и мир».
У Приднестровья силы несопоставимы с белорусскими и отсутствует прямая граница с РФ. Немаловажен фактор складов с боеприпасами — они, конечно, заминированы, но кто знает, как всё сложится при стремительном нападении и значительном техническом и численном превосходстве ВСУ. Поэтому, скорее всего, приднестровский кейс возобладает.
Конечно, всё будет происходить после молдавских выборов и референдума 20 октября, причём независимо от их результатов. Наши ракетные удары по аэродромам, складам и другой инфраструктуре, включая портовую, в Одесской области, участившиеся в последнюю неделю, как раз говорят об осведомлённости Москвы. Это несколько снижает военный потенциал ВСУ, но не может предотвратить нападения.
Существует также ненулевая вероятность, что ВС РФ предпримут рывок на Одессу. Не случайно нами уже создана Днепровская речная флотилия. По ту сторону Днепра вдоль Черноморского побережья у ВСУ почти нет войск, а всё, что соберут, попытаются использовать для захвата Приднестровья. С нашей же стороны стоят несколько полноценных дивизий. В любом случае развитие событий будет многовариантным.
Автор — директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ