Пишут об очень высокой вероятности реализации плана Китая-Бразилии. Но без положительной реакции России его реализовать невозможно. Значит, наша первая задача заключается в том, чтобы оценить этот план с точки зрения национально- государственных интересов России и потом, второе, станет понятно – подходит он нам или нет.
Напомню, что подробно «Совместный меморандум между Китаем и Бразилией по политическому урегулированию украинского кризиса» от 23 мая 2024 года я анализировал ещё 2 июля 2024 года. Кратко пройдусь ещё раз по ключевым с точки зрения России пунктам китайско-бразильского мирного плана с добавлением новых аргументов.
Новости партнеров
Пункт 1: «…соблюдать три принципа для деэскалации ситуации, а именно: не расширять поле боя, не эскалировать боевые действия и не допускать провокаций ни с какой стороны».
Что тут можно сказать. На мой взгляд, нас это не устраивает по трем пунктам из трёх. Во-первых, что значит не расширять поле боя? А если нам понадобятся, а они нам понадобятся, удары по территории стран НАТО? По тем же базам, складам и аэродромам в Польше, Румынии, Словакии? Нам необходимо масштабировать конфликт и переносить его на территорию стран НАТО, чтобы они начали нести потери в промышленной, энергетической и нефтегазовой инфраструктуре, технике, военным объектам, арсеналам и т.д.
Во-вторых, управлять эскалацией – это означает владеть стратегической инициативой, навязывать свою политическую и военную волю противнику. Тут тоже все понятно. В-третьих, мы видим на примере Украины и Израиля как Запад спокойно относится к провокациям своих. Этот пункт, исходя из предыдущего хода СВО, тоже будем выполнять только мы. Поэтому как говорил великий китайский мыслитель На Хуа — «Зачем нам это все?».
Пункт 2: «…создать условия для возобновления прямого диалога и добиваться деэскалации ситуации до достижения всеобъемлющего прекращения огня».
Это означает заморозку конфликта по линии фронта. И этот вопрос я также многократно разбирал – Украину тут же примут в НАТО. За одну ночь, как говорила бывший украинский вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина, или «за один час и двадцать минут», как сказал Байден на саммите НАТО в Вильнюсе в июле 2023 года. И следующая неминуемая фаза СВО будет прямой войной с Североатлантическим альянсом.
Пункт 4: «Необходимо противодействовать применению оружия массового уничтожения, в частности ядерного оружия, а также химического и биологического оружия. Необходимо приложить все возможные усилия для предотвращения распространения ядерного оружия и избегания ядерного кризиса».
Данный пункт перекликается с пунктом 1 «плана Зеленского», представленного в Швейцарии. России навязывается отказ от применения ядерного оружия, главного средства, обеспечивающего наш государственный суверенитет. Попытка загнать нас в рамки длительной войны обычными средствами — на истощение, как минимум лет на 10. Как пишет британский The Spectator, «надо дождаться, пока Россия сломается». Да, и напомню, что у Украины ядерного оружия нет. Так против кого этот пункт?
Новости партнеров
К тому же, напомню, что президентом России анонсированы изменения в ядерную доктрину страны, в соответствии с которым мы можем нанести ядерный удар и в ответ на неядерное массированное нападение. Так что, для нас должно быть важнее – чей-то «мирный план» или наша собственная ядерная доктрина, обеспечивающая реализацию наших стратегических целей выживания и реализации национально- государственных интересов?
Пункт 6: «Следует выступать против разделения мира на изолированные политические или экономические группы. Обе стороны призывают к усилиям по укреплению международного сотрудничества в области энергетики, валюты, продовольственной безопасности и безопасности критически важной инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы, подводные оптические кабели, объекты электроснабжения и волоконно-оптические сети».
Такое предложение за всё хорошее и против всего плохого. Однако фразы «продовольственной безопасности», «стабильность цепей поставок» повторяют пункт 2 «плана Зеленского», который в Швейцарии потребовал обеспечить безопасность судоходства на Чёрном море и вернуть Украине Азовское море, т.е. отказаться от новых российских территорий.
Замечу, что китайско-бразильский «мирный план» датирован 23 мая 2024 года. А 14 июня 2024 года Владимир Путин выступил перед руководством МИД РФ и изложил российский подход к урегулированию украинского кризиса. Все тогда подумали, что данный ход направлен исключительно на «мирную конференцию» по Украине 15-16 июня в швейцарском Бюргенштоке. Но теперь уже понятно, что это был и ответ на китайско-бразильский «мирный план».
В КНР проигнорировали мнение российского президента и начали популяризацию своей инициативы. МИД Китая сообщил, что получил позитивные отклики более чем от 110 стран мира.
В конечном итоге, 27 сентября 2024 года на площадке штаб-квартиры ООН была создана группа «Друзей мира», т.е. организационная структура под реализацию данного плана. И проведено первое заседание, на которое отдельно пригласили Швейцарию, пропихивающую «план Зеленского», Францию, члена НАТО, с её идеей ввода войск стран ЕС на Украину и желанием наносить удары в глубь России, а также Венгрию, члена НАТО, с её планом Орбана-Трампа по заморозке конфликта.
Я поэтому и написал, что «Россия находится между молотом и наковальней». С одной стороны нас давят заклятые враги в лице США и их союзников с их «планом Зеленского и запасным планом Орбана-Трампа по заморозке конфликта с целью спасения остатков западного проекта «Украина». А с другой — «парнеры» в лице Китая и Бразилии с их «мирным планом», который по главному тезису аналогичен запасному варианту Запада по спасению своего украинского проекта – плану Орбана-Трампа.
Что хочу донести – что нам сейчас навязана война на истощение. И нам нет никакой разницы – будет нас как лягушку варить Запад на медленном огне в кувшине с молоком или нас будут варить в соответствии с китайско-бразильским «мирным планом», только еще и с восточными специями. Суть процесса одна и та же, только под разными соусами. Единственный путь вырваться из этих тупиковых сценариев – резко переформатировать конфликт, что возможно, как показывает пример того же Израиля (он хоть и наш оппонент, но его действия по наведению порядка для себя вызывают уважение), только за счет резкой эскалации и масштабирования конфликта. И тогда все забудут и про один, и про второй «мирный план», т.к. они станут неактуальными.
Новости партнеров
Вот такая неутешительная геополитическая конфигурация получается. России в данной ситуации главное не поддаться давлению ни врагов, ни партнеров и добиваться достижения целей СВО. США уже начали подъедать Китай, и Пекину скоро будет не до китайско-бразильского «мирного плана», особенно если к власти придет Трамп, т.к. появятся более серьёзные собственные проблемы – с Филиппинами и Тайванем.
Если же мы просто поддадимся иллюзии – что главное сейчас закончить, отдышаться и потом с новыми силами, то уверяю, что во второй раз на Украине мы столкнемся уже с подготовленным кулаком НАТО. И даже скажу больше – уверен, что атаковать будут уже они. НАТО вышло на всю западную границу России с Западом – от Финляндии до Румынии. И стратегической инициативой владеют они. И ударить они могут в любой точке. И даже одновременно. И чем тогда мы будем отвечать? Останется только ЯО. Но если мы сейчас не можем его применить, то что будет через семь лет, в 2031 году?
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»