Накануне глава МИД КНР Ван И заявил, что Китай, Бразилия и другие страны Глобального Юга создадут платформу «Друзья мира» для разрешения украинского кризиса и выработки общего подхода к будущим мирным переговорам.
В свою очередь главный советник президента Бразилии по вопросам международной политики Селсо Аморим рассказал, что до конца этой недели представит странам Глобального Юга китайско-бразильский мирный план для Украины, состоящий из шести пунктов. В них, в частности, речь идёт о немедленном прекращении огня, деэскалации и начале прямых контактов между Киевом и Москвой.
Новости партнеров
«Ожидается, что во встрече, которая состоится 27 сентября в Нью-Йорке, примут участие Колумбия, Египет, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, Южная Африка, ОАЭ и другие страны Глобального Юга. Представителей европейских стран на встречу не пригласили», — сообщает агентство Reuters.
Надо сказать, что миротворческие усилия в контексте конфликта на Украине — вообще становятся крайне популярной темой. Свои «мирные планы» есть едва ли не у каждой уважающей себя страны, претендующей на лавры посредника и желающей укрепить собственное влияние на международной арене.
И тут не только Китай и Бразилия, но и Турция, Германия и даже сама Украина, всё ещё продолжающая мечтать о проведении второй «мирной конференции», на которой будет выработана некая единая позиция, близкая к украинской.
Собственный «мирный план» есть у Дональда Трампа. О неком плане достижения мира, называя его, правда, с подачи Зеленского «планом победы», заговорили и в Белом доме.
«Вы уже представили нам примерный план победы в этой войне, и это то, что мы будем сегодня обсуждать. Чтобы вы смогли победить в этом конфликте. Мы должны укрепить позиции Украины на поле боя, поэтому мы объявляем новый пакет военной помощи на 2,4 млрд долларов, и все остальные средства, которые были выделены Конгрессом, предоставим Украине к концу года. Это укрепит позиции Украины. Дальше мы будем предоставлять Украине средства, чтобы она преуспела в долгосрочной перспективе. Будем поддерживать членство Украины в НАТО и ЕС, в конечном итоге, укреплять ваши демократические институты. Мы убедимся, чтобы у Украины были средства для любой будущей агрессии со стороны России, и мы создаём определённые партнёрства. Россия не победит в этой войне. Россия не победит, победит Украина, и мы будем продолжать поддерживать Украину», — заявил Джо Байден на встрече с украинским «коллегой».
Ни дать ни взять, просто конкурс мирных планов какой-то…
Вот только, если присмотреться к ним повнимательнее, несложно заметить, что никакой принципиальной разницы между этими планами нет, по крайней мере, с точки зрения интересов России.
Новости партнеров
Скажем, ни в одном из них вообще не упоминается о денацификации, защите прав русскоязычного населения, демилитаризации Украины и так далее. По факту, всё сводится к остановке огня и временному размежеванию противоборствующих сторон по нынешней ЛБС, без юридического закрепления новых границ, даже таких как сейчас.
Что же касается ещё одного краеугольного камня требований России — внеблокового статуса Украины, то и тут всё максимально размыто. Пока одни предлагают Киеву отказаться от стремления в НАТО, сам НАТО принимать в свои ряды Украину и не собирается.
«Это не те вопросы, которые нужно решать в спешке. И когда мы принимаем решения, когда мы их обдумываем, мы всегда учитываем позицию других государств-членов НАТО, мы обсуждаем эти возможные вопросы за столом переговоров и принимаем окончательное решение соответствующим образом», — заявил в интервью NBC News президент Турции Реджеп Эрдоган.
По мнению издания, комментарии турецкого лидера «скорее всего, окажутся разочаровывающими для его украинского коллеги Владимира Зеленского», поскольку вступление в НАТО было одним из пунктов его «плана победы». Впрочем, как видим, даже Байден в личной беседе с главой киевского режима говорит лишь о поддержке стремлений Украины в Альянс, но ни слова ни о конкретных сроках, ни о возможных условиях.
С другой стороны, и подход западных союзников Киева, и принципы, на которых строятся все прочие «мирные планы» никак не препятствует продолжению милитаризации Украины даже вне НАТО, с тем, чтобы всегда иметь опцию однажды начать «вторую серию» этой войны, в перерыве посвятив время ещё большему удушению России с помощью санкций. Об их снятии, между прочим, тоже ни в одном из вариантов урегулирования речи не идёт, по крайней мере, полном.
Таким образом, всё, что нам предлагают — это план передышки, передышки в пользу Запада и Украины. Но когда это делает, скажем, условный Трамп или Байден — это одно, а вот наблюдать за тем, как ровно то же самое пропихивают наши так называемые «союзники» — уже совсем другое.
Да, и вот ещё какая забавная деталь. Несмотря, как я уже сказал, на фактическую идентичность всех «мирных планов», соперники категорически отказываются рассматривать предложения друг друга. Возникает некая ревность, выраженная в желании, чтобы в основу будущих соглашений лёг, скажем, именно американский, но никак не китайский план.
Как сообщило на этой неделе со ссылкой на свои источники издание Politico, США и Украина отказались поддержать «мирный план» Китая во время его обсуждения в ООН.
Новости партнеров
«Документ предусматривает остановку войны по текущей линии фронта в ближайшее время. А также „учёт интересов в сфере безопасности‟ каждой из сторон. Киев надеялся, что Нью-Дели поможет заключить мирный договор, с которым он сможет смириться. Если Китаю удастся добиться поддержки большой группой стран, он сможет преподнести это как доказательство того, что „мировое большинство‟ поддерживает условия Пекина по мирным переговорам между РФ и Украиной», — говорится в публикации.
То есть, повторюсь, проблема не в сути, а в авторстве предложений. И это, на самом деле, отвратительно. Грубо говоря, наши недруги вместе с нашими «друзьями» продолжают меряться чем-то там, используя войну на Украине как очередную площадку для соперничества.
В связи с этим России стоит крайне трезво оценивать всё, что нам предлагается, вне зависимости от того, кто это делает. До наших национальных интересов, кроме нас самих, никому дела нет.