За последнее время на портале Bloomberg вышло целых две статьи, посвящённых проблемам единства в рядах союзников США. В одной из них сказано, что в последнее время «друзья Америки» с трудом могут разобраться, какие именно ценности отстаивает сейчас американское руководство, и не поменяются ли они с приходом нового президента. А во второй говорится о том, что Штаты стремительно теряют свой политический вес в мире и, как следствие, всё больше их бывших союзников посматривают в сторону БРИКС.
Комментируя недавний весьма резкий выпад посла США в Венгрии Дэвида Прессмана в сторону венгерских властей, несмотря на заявляемые союзнические отношения, «не разделяющих ни одну из ценностей Вашингтона», эксперты агентства пишут, что «Виктор Орбан уже сделал большую ставку на победу Трампа, став одним из немногих мировых лидеров, которые открыто агитируют за него, и если на этот раз у республиканца победить не получится, Орбан просто подождет окончания очередного избирательного цикла в США».
Новости партнеров
«А вот если демократы потеряют Белый дом, то гордый представитель ЛГБТ* Прессман первым же рейсом вернется домой. И кто бы его ни заменил, это будет совершенно другой тип американца, придерживающегося совершенно другого набора ценностей», – отмечается в публикации.
Что же касается роста популярности БРИКС, вызывающей обеспокоенность у США и их союзников, то главную проблему авторы статьи на портале агентства видят в стремительном падении авторитета Соединённых Штатов. Падении, прямо пропорциональном санкционном нажиму Вашингтона, введённому против «непокорных» стран.
«Вашингтон, стремясь получить то, что хочет, сталкивается с противодействием по всему миру. Выборы в Венесуэле, повстанцы-хуситы, потеря баз в Африке, усиление агрессии Пекина в Южно-Китайском море. Кроме того, есть союзники. Вашингтон не смог убедить Израиль заключить соглашение о прекращении огня с ХАМАС. По мнению директора Центра международного сотрудничества Нью-Йоркского университета Мартина Кимани, влияние США ослабевает, и ослабевает быстро. Все больше стран подают заявки на вступление в БРИКС, которая недвусмысленно призывает к созданию альтернативного центра глобального влияния», – говорится в статье.
Как прокомментировала сложившуюся ситуацию бывшая сотрудница администрации Дональда Трампа Надя Шадлоу, страны, находящиеся за пределами орбиты США и их соперников, «наблюдают за возникновением этого нового узла силы», что, вероятно, способствует тому, что они остаются между двумя полюсами, создавая в мире многополярность.
И, похоже, именно с этим связан один из наиболее важных аспектов происходящего, когда отсутствие одного единственного гегемона (в силу утраты прежним своего влияния) позволяет многим государствам и народам определять своё будущее, исходя не из воли сюзерена, а из собственных представлений о Добре и Зле, а также из понимания своего места в будущем мире, который неизбежно будет разделён на несколько крупных частей.
Для лучшего понимания рассмотрим два примера. Возьмём, скажем, Грузию, чей премьер-министр Ираклий Кобахидзе на днях продемонстрировал всю серьёзность намерений нынешнего грузинского руководства в вопросе примирения с Абхазией и Южной Осетией, предложив подписать с ними договор о ненападении, сам факт которого моментально укрепляет международную субъектность обеих республик. Это беспрецедентный шаг с точки зрения мировой политической практики.
А если ещё и вспомнить, что не так давно в Грузии приняли законы, ограничивающие деятельность иностранных агентов и запрещающие ЛГБТ-пропаганду, то становится очевидно, какой именно цивилизационный выбор сделало грузинское общество, определив, с кем и на основе каких общих ценностей и подходов строить своё будущее.
Новости партнеров
И когда один из членов партии немецкого канцлера Олафа Шольца, СДПГ, Михаэль Рот начитает пугать грузин, мол, они «растрачивают все шансы на вступление в ЕС», это выглядит откровенно смешно, поскольку с современной «прогрессивной» Европой нынешней Грузии явно не по пути.
С другой стороны, есть Таиланд, король которого накануне подписал законопроект об однополых браках, чем явно пошёл против общественного мнения страны, известной своими довольно консервативными нравами. Зато это очень порадовало так называемый коллективный Запад, добившийся принятия подобного законопроекта уже в третьей по счёту азиатской стране.
Что ж, таков, видимо, выбор, если и не самих тайцев, то, по крайней мере, тайского руководства, решившего, что хорошие отношения с США для него важнее любых других резонов.
Тем не менее, внутри самой западной коалиции также видны серьёзные проблемы. Как заявил на днях бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен, положение Евросоюза как младшего партнера США, послушного его воле, является одной из главных проблем как для Франции, так и для всей Европы. А основой американского доминирования на континенте до сих пор остаётся военная мощь Соединённых Штатов.
«Европа невероятно слаба и большая часть военных расходов Европы расходуется на вооружение в США, тогда как оно должно быть поставлено на службу европейской оборонной промышленности», – отметил политик.
По его словам, печальный опыт падения Берлинской стены доказывает, что как только силовая составляющая уходит, ещё вчера, казалось бы, прочные союзы, распадаются, поскольку строились не на основах равноправия, а на зависимости одних союзников от других.
В этом смысле примечательно высказывание американского экономиста Джеффри Сакса, отметившего, что нынешний украинский конфликт является следствием влияния США на бывшие советские республики.
«Если мы проанализируем украинский конфликт, то поймем, что это не просто конфликт между Путиным и Украиной. Это нечто совершенно иное… Мы организовали заговор с целью свержения Виктора Януковича на Украине в феврале 2014 года. Мы не хорошие парни, мы не пытаемся спасти мир. Мы не пытаемся построить демократию», – отметил эксперт.
Новости партнеров
И снова мы говорим о зависимости от воли гегемона, которая заставляла многие страны делать порой самоубийственный выбор. Вот только всему этому явно приходит конец.
Как заявил глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар, объясняя причины появления БРИКС, «мы создали этот клуб, потому что был другой, он назывался G7, и в этот клуб не пускали никого другого».
«И мы решили: ладно, мы тоже, знаете ли, добропорядочные граждане, занимающие достойное место в глобальном обществе. С момента создания БРИКС примерно два десятилетия назад до сегодняшнего дня мы видим, особенно в последние несколько лет, большой интерес к присоединению стран к группе. Мы расширили БРИКС. Мы приняли решение о расширении БРИКС в прошлом году в Йоханнесбурге и направили приглашения большему количеству стран, что практически удвоило их число. Скоро мы встретимся в Казани, в следующем месяце. И, путешествуя по миру, я, честно говоря, вижу все больше и больше энтузиазма, все больше интереса. Страны желают быть связанными в той или иной форме c БРИКС», – подчеркнул дипломат.
И это ещё одно свидетельство того, что потеря зарвавшимся гегемоном авторитета неизбежно ведёт к потере им влияния и власти. Всё закономерно. Ведь, по сути, Штаты и весь Запад накрывает сегодня бумеранг холодной войны, запуская в западном сообществе те же процессы, что происходили в социалистическом лагере и СССР в конце 80-х годов прошлого века.