Нельзя экономить на техпроектах, нельзя экономить на испытаниях. Все конструктивные особенности любого изделия в соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001, независимо от модификации этого ГОСТа, закладываются на этапе технического проекта. На этапе технического проекта принимаются основные технические решения, после чего техпроект утверждает заказчик. У заказчика периодически наблюдается соблазн экономить на техпроекте, что должно по идее пресекаться на уровне ВПК, но тут этого не произошло.
Второе – нужно увеличивать финансирование испытаний составных частей. Автономные предварительные испытания, заводские испытания, все эти отработки. Чем больше стендов, чем больше отработок, тем больше вероятность того, что к выходу на ЛКИ (летно-конструкторские испытания) вы придете с нормальным изделием.
Новости партнеров
А на ЛКИ рецепт успеха один: больше стрелять. Это не тот случай, когда что-то решает моделирование, оно может отсечь некоторые вещи заранее, но от физических испытаний по-прежнему зависит очень многое.
Р-36М (15А14) в Союзе испытывали с 1973 по 1976 год, пустив за время испытаний 43 ракеты. 7 пусков были неудачными. Р-36М УТТХ (15А18) обошлась 19 пусками (два неудачных) с 1977 по 1979 год, при этом ее 1 и 2 ступень были идентичны 15А14.
Р-36М2 (15А18М) испытывали в 1986-88, 26 изделий, 20 удачных пусков.
Совсем коротко испытывали «Ярс», обойдясь тремя пусками без неудач, но учитывая высокую преемственность с Тополем-М можно было себе позволить.
Если бы «Сармат» пошел без сбоев, его тоже уместили бы в 6-7 пусков за 3-4 года и на этом вопрос бы закрыли, но с учетом того, что ракету пришлось делать фактически с нуля – предшественники, напомню, делались КБ «Южное» и «Южмашем», без сбоев не вышло.
А в этих условиях только больше стрелять, проверяя пуском каждое существенное дополнение/изменение, и стрелять чаще, по 4-5 изделий в год, лучше по 7-8, а не раз в полгода, чтобы не лезли уже проблемы с кооперацией и текучкой кадров, которые не на цепи сидят, и то работу получше находят, то карьерно растут, то на пенсию сваливают, то новые приходят.
Вот вам картинка от гражданина, который знает, что жечь изделия на испытаниях нужно как можно больше.