Как следует квалифицировать нападение Украины на приграничные российские области и как на него реагировать
Вооруженные силы Украины регулярно обстреливают российские приграничные регионы. В Брянской области, согласно июльскому заявлению губернатора региона Александра Богомаза, с начала СВО погибли 23 человека, пострадал 91. В соседней Белгородской, также по данным на июль, погибли 200 и ранены 1,1 тыс. жителей. Данные по жертвам в Курской области официально не оглашались. Все происходящее в Брянской, Белгородской и Курской областях не уместится ни в один журналистский материал: если два года назад Вооруженные силы Украины (ВСУ) тиранили их эпизодически, то уже около года власти и экстренные службы этих областей ежесуточно сообщают об атаках украинских дронов и прилетах ракет.
Белгород, Брянск и Курск
Новости партнеров
Больше всего ВСУ «кошмарят» Белгородскую область. До августа казалось, что наиболее сложная ситуация именно там, если брать приграничье. Количество выпускаемых по области снарядов достигало порой 300 единиц за сутки. Самыми вопиющими случаями стали обстрел центра Белгорода в канун новогодних праздников 30 декабря 2023 года и обрушение подъезда десятиэтажного дома по улице Щорса 12 мая этого года в результате ракетной атаки.
В результате удара в декабре из дальнобойных реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ольха», сделанных на основе советского «Смерча», погибли 25 человек (в том числе 5 детей), пострадали 119. А 12 мая 2024 года при обрушении подъезда 17 мирных жителей погибли, 30 были ранены.
В Брянской области, как сообщал Богомаз, были попытки диверсионно-разведывательных групп зайти на территорию РФ. Регион, как и Белгородская область, находится под постоянным прицелом операторов украинских БПЛА — в день их сбивают от нескольких до полусотен.
Но в Курской области случилось и вовсе ранее невообразимое: утром 6 августа украинские военные вторглись на территорию РФ. Губернатор Алексей Смирнов докладывал президенту России Владимиру Путину, что ВСУ взяли под контроль 28 населенных пунктов. По его словам, они продвинулись от границы на 12 км в глубину и 40 км в ширину. Сейчас российские военные планомерно уничтожают украинские силы и освобождают населенные пункты.
Проблема идентификации
Официальные лица называют ситуацию в Курской области — да и во всем приграничье — напряженной. У жителей приграничных регионов возникает вопрос: не стоит ли приравнять их к фронтовой зоне? Пойдем по порядку.
Практически с начала СВО, с апреля 2022 года, в уже тогда неспокойных Брянской, Белгородской, Курской областях и Крыму региональными властями был установлен высокий («желтый») уровень террористической опасности. Тогда поначалу было объявлено, что эта мера будет действовать две недели. Но почти год «желтый» уровень продлевался каждые две недели. С февраля 2023 года президент отменил ограничение по срокам введения уровней, и главы приграничных регионов один за другим объявили об установлении в своих регионах уже бессрочного «желтого» уровня, который действует и по сей день.
Новости партнеров
Если говорить о сути высокого уровня опасности простым, а не формальным, языком, то его можно назвать профилактическим, предупреждающим граждан о возможном изменении обстановки и ориентированным на их призыв к повышенной бдительности. Эта мера направлена главным образом на усиление охраны важных объектов, а также пропускного режима в местах скопления людей.
После вторжения ВСУ в Курскую область в приграничье были введены еще два режима: режим контртеррористической операции (КТО) и режим чрезвычайной ситуации (ЧС).
КТО — режим, вводящийся на отдельных территориях для предотвращения теракта или минимизации его последствий. Кстати, в июне 2023 года его уже объявляли в Белгородской области в связи с заходом украинских диверсантов в Новую Таволжанку, но отменили через сутки. Режим КТО подразумевает проверку документов, досмотр машин и людей, ограничение движения пешеходов и автомобилей, усиление охраны государственных, транспортных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Также в рамках этого режима ведется контроль телефонных переговоров, почтовых отправлений и «иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем». Спецслужбы наделяются правом использовать машины физических лиц и могут беспрепятственно проникать в жилые дома «для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом». Также в соответствии с требованиями режима запрещается продажа оружия, боеприпасов, взрывчатки и ядов, вводится режим ограниченной продажи наркосодержащих лекарств и алкоголя. А еще может проводиться отселение людей из опасных районов и приостанавливаться оказание услуг связи.
Введение режима ЧС подразумевает ограничение доступа людей и транспорта в зону его действия, определение порядка использования средств связи и оповещения, приостановку работы организаций и другие меры, не ограничивающие права и свободы, но направленные на защиту населения и территорий. Кстати, режим ЧС был введен в Белгородской области с осени 2022 года, но на тот момент — только в 15 приграничных населенных пунктах, которые ВСУ обстреливают особо отчаянно. Сейчас же в Белгородской и Курской областях действует режим ЧС федерального уровня: он характеризуется более чем 500 пострадавшими или ущербом свыше 500 млн рублей.
Говоря о режимах, нужно понимать, из-за чего и для чего они вводятся: что должно измениться (желательно к лучшему) сейчас и в перспективе на территориях, где они действуют. Режимы ЧС и КТО установились после прорыва ВСУ в Курской области: как реакция на угрозу и как попытка стабилизировать ситуацию. Но их наличие в регионах, к сожалению, никак не исключает новых атак ВСУ. И дело не в самих режимах, а в том, насколько точно идентифицировано происходящее.
Реакция на агрессию
Вывод напрашивается один: происходящее в российском приграничье полностью укладывается в понятие агрессии. В резолюции Генассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года она определяется как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства.
В соответствии с частью второй статьи 87 Конституции РФ агрессия против России или непосредственная угроза агрессии являются основанием для введения президентом военного положения на всей территории страны или в ее регионах. Согласно статье 3 ФЗ «О военном положении», актами агрессии против России, независимо от объявления войны, признаются, кроме прочего: вторжение или нападение иностранных вооруженных сил; бомбардировка территории или применение любого оружия против нее; нападение чьих-либо ВС на наши Вооруженные силы независимо от места их дислокации; позволение одного государства другому использовать его территорию для агрессии в адрес нашей страны. А также засылка вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые применяют вооруженные силы против России.
Новости партнеров
Именно это и происходило в Брянской, Белгородской, Курской областях и Крыму еще с начала СВО, продолжается и сегодня. Ситуация все больше похожа на происходящее в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, в которых, однако, действует военное положение. В приграничье же действуют меры, разработанные для ситуаций иного характера и масштаба, чем военные действия.
Естественно, военное положение не отменит обстрелы ВСУ, но поумерит пыл украинских диверсантов: установится жесткий контроль за перемещением транспорта, на дорогах появятся блокпосты, будет введен комендантский час.
Основное — в приграничных регионах появится военная администрация, которой будут подчинены все местные власти. Опыт военно-гражданских администраций в Запорожской и Херсонской областях показал, что во время прямых и масштабных боевых действий военные, а не гражданские, должны управлять территорией, которая все больше и больше втягивается в военный конфликт. Территорией, на которой именно от военных действий противника гибнут и получают ранения мирные жители. Может быть, уже пора все назвать своими именами, чтобы обрести возможность действовать по законам военного времени? Без кавычек.
Полный текст опубликован в Вестнике ТАСС «Россия. Юго-Запад»