ГлавноеАналитикаЕвропа готовит Украину к следующей войне

Европа готовит Украину к следующей войне

Опубликовано

Миллиарды евро вложит Европа сразу в несколько транспортно-логистических проектов, которые реализуются на Украине прямо сейчас. Эти деньги уйдут в том числе на то, чтобы на целом ряде участков переделать российскую железнодорожную колею на европейский формат. Цель этих, казалось бы, чисто мирных проектов – далеко не только бизнес.

Тема восстановления Украины ее европейскими союзниками, как правило, всегда подается с приставкой «послевоенное». Тем не менее есть направления, где работы ведутся уже сейчас. Одно из них – (грузовые) ж/д перевозки и наращивание объемов пропускной способности ж/д магистралей между Украиной и ЕС.

Новости партнеров

В основном речь идет о прокладке так называемой евроколеи – ж/д полотна европейского типа с шириной колеи 1435 мм (в России, постсоветских странах, а также в Монголии и Финляндии колея шире – 1520 мм). А также о создании логистических терминалов, выступающих вынужденной заменой бездействующим портам.

Замена портам

Тема прокладки евроколеи для Украины не нова и обсуждается как минимум столько же, сколько и вопрос евроинтеграции. Однако у правительства и/или у «Укрзализницы» (УЗ) никогда не бывало свободных сумм, достаточных для полноценной перешивки ж/д колеи.

К тому же и смысла в этом тоже особого не было. Основной грузопоток (уголь, руда, зерно, нефтепродукты, контейнеры) обрабатывали порты Черного моря – порядка 150 млн тонн в год. Небольшие срочные/скоропортящиеся грузы возили фурами. На долю ж/д оставалось немало, в 2021 году доля экспортных грузов у «Укрзализницы» достигла 112 млн тонн. Однако в основном речь о доставке грузов в ближайшие порты (ту же Констанцу), что компенсировало недостаток портовых мощностей на самой Украине.

Во времена Порошенко активно обсуждался проект по соединению евроколеей Киева, Одессы и Львова. Однако дальше обсуждения дело не пошло.

Сегодня УЗ активно наращивает обороты. И хотя на уровень 2021 года (312 млн тонн) компания до сих пор не вышла, перевозки восстанавливаются. За I полугодие текущего года перевезено 90 млн тонн грузов (+28% к январю–июню 2023 года). Половину этого объема составили экспортные грузы (45 млн тонн, +59% к январю–июню 2023 года).

Для сравнения: в 2021 году доля экспортных грузов в перевозках УЗ составляла около 36%. С учетом масштаба падения грузоперевозок получается, что УЗ уже взяла на себя 20-30 млн тонн грузов, которые прежде отправлялись морем. В целом же обсуждается передача УЗ до половины довоенного грузооборота портов.

Новости партнеров

Проблемой стала не только потеря оборота в портах. Из-за активной мобилизации и запрета на выезд мужчинам призывного возраста украинские транспортные компании столкнулись с жестким дефицитом водителей фур. К тому же в отдельных странах ЕС предпринимаются попытки ограничить возможность украинским водителям работать на этом рынке. Что также потенциально увеличивает нагрузку на железную дорогу.

Узлы и дороги

Сейчас усилия Украины и ЕС сосредоточены скорее на создании логистических узлов. А именно логистического хаба «Мостиский» на границе с Польшей (г. Мостиска) и «сухого порта» в Винницкой области. Проектная мощность терминала «Мостиский» – перевалка до 100 тыс. TEU в год (первая очередь, которую откроют в этом году – 30 тыс. TEU). Кроме того, еще в 2023 году хаб оборудовали насосными станциями, которые позволяют перегружать наливные грузы из ж/д цистерн в автомобили и наоборот.

В целом идея в том, чтобы в паре с «сухим портом» связать ключевые области Украины с ЕС, создав устойчивый экспортно-импортный коридор, способный переваливать все типы грузов: контейнеры, балкерные, наливные, зерновые. Став тем самым полноценной, хотя и малогабаритной заменой традиционным морским портам.

Еще один подобный коридор планируется создать в Молдавии. Он свяжет Румынию с Одессой через новый логистический комплекс «Берешты».

Участие ЕС в этих проектах пока ограничивается в основном целевым кредитованием (локомотивы, электровозы, цистерны и зерновозы, погрузчики и т. п.). Однако в перспективе финансирование со стороны ЕС может выйти на качественно новый уровень.

Еще в 2023 году ЕС опубликовал стратегию интеграции украинских и молдавских ж/д путей в TEN-T (Трансъевропейская транспортная сеть). Наличие Молдавии тут объясняется тем, что Украину планируется включить в три транспортных маршрута. Выход на два из них – из Львовской области (на Катовице и далее в Южную Германию, а также на Варшаву и далее в порты Северного и Балтийского морей). Третий маршрут – в направлении портов Северной Адриатики, то есть как раз через Молдавию и Румынию.

Применительно к Украине такая интеграция включает несколько этапов. Начать планируется со строительства евроколеи, которая свяжет Польшу и Львов. При этом пройдет она как раз через логистический хаб «Мостиский». Второй этап предполагает строительство евроколеи Львов – Киев. И если перешивка колеи до Львова выглядит сравнительно бюджетно (432 млн евро), то перешивка Львов – Киев затягивает уже на 5,9 млрд евро.

Новости партнеров

Однако и на Киеве аппетиты авторов не заканчиваются. Стратегия предусматривает продолжение колеи 1435 мм до Полтавы, Харькова и Днепропетровска (порядка 3 млрд долларов). И наконец маршрут, которым планируется связать Румынию и Молдавию с Одессой (через «Берешты») оценивается в 4,9 млрд евро.

То есть суммарно речь идет о вложении в украинскую ж/д инфраструктуру 14-15 млрд евро и создании коридоров, которые свяжут Киев и крупнейшие города Левобережной Украины с приграничным хабом и портами Севера и Юга Европы.

И вот на этом этапе вкладываться будут уже союзники Украины, больше некому. Хотя бы потому, что у нее самой таких денег нет, а УЗ и без того закредитована, балансируя на грани дефолта.

Задел на будущую войну

Зачем им все это нужно, поясняет ж/д эксперт Сергей Сигачев: «…между Мостиской I (Украина) и Пшемыслем (Польша) проходит два пути: один на 1520 мм и один на 1435/1520 мм «комби», то есть четырехниточный. При этом на Мостиске II есть и приемная станция на 1435 мм с несколькими путями. Это очень удобно для логистики: все, что идет с авиахаба Жешув в Польше, может без перегрузки на границе передаваться на Мостиску II – в вагонах колеи 1435. А там уже укропы сортируют груз, дробят и маскируют отправки – и все это идет на фронт по 1520 мм.

И наоборот: украинский подвижной состав можно подать прямо на польскую станцию Пшемысль, где стандартные крытые вагоны, платформы или полувагоны на 1520 мм могут загрузить тем, что привезли из Жешува или немецких авиабаз. А затем все это уходит на сеть УЗ и, если надо, прямиком на фронт».

Однако это, конечно, текущее объяснение. Раз все и так работает, зачем вбухивать миллиарды в перешивку путей?

Вероятно, затем, что в ЕС понимают: текущий конфликт Запада с Россией – не последний. А раз так, европейцам следует не только заранее определить поле битвы, но и озаботиться удобной для себя логистикой – поближе к линии будущего фронта.

vz.ru





Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Ростислав Ищенко. Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необратимым...

Ростислав Ищенко: Если человечество хочет жить, Украина должна умереть

Запад готов поставить диктатуре Зеленского любое оружие Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу...

Читайте также

К российским крыльям выстроилась китайская очередь

ОАК представила в Китае «мировую премьеру» — экспортную версию российского истребителя пятого поколения Су-57....

Украину придётся уничтожить

После ударов западным оружием по России суть конфликта изменится кардинально Вброс западной прессы про разрешение...

В решение Байдена об ударах по России хотят впутать Трампа

В Европе не смогли сформулировать единую позицию по дальнобойным ударам вглубь России. Официальная позиция...