Редкий случай, когда стоит поучиться у врага, который превратил старый учебно-тренировочный Як-52 в истребителя наших беспилотников
Эту тенденцию невозможно не заметить: день ото дня ударные украинские беспилотники все глубже проникают на территорию России. Уже не раз ими атаковано Поволжье (Татарстан и Саратовская область), Ленинградская область и даже Мурманская, до которой от границ противника не менее 2000 километров.
Наконец, целая стая из пяти тихоходных вражеских дронов самолетного типа внезапно нагрянула в небо над Кировской областью. При скорости примерно в полторы сотни километров в час проделала путь продолжительностью (по самым скромным подсчетам!) в восемь-десять часов. И все это время стая оставалась незамеченной.
Новости партнеров
«Пролететь столь большое расстояние цели могли благодаря грамотно составленному маршруту с учетом карт куцых (российских — Ред.) позиционных районов ПВО и работы их РЛС, между которыми существуют огромные дыры», — справедливо горюет интернет-канал «Военный осведомитель».
Двух громко тарахтящих наглецов над Кировской областью удалось сбить редким зенитным огнем с земли. Три оставшихся нанесли удар по огромным емкостям с топливом вблизи крупного железнодорожного узла Котельнич, от которого до Украины по прямой около 1200 километров.
«Жертв нет. Возгораний нет. Ситуация под контролем», — поспешили сообщить местные власти. Под контролем? Ой ли?.. Какова цена этому «контролю», если мы раз за разом позволяем противнику бить по чему вздумается на нашей земле за тысячи километров от вражеских рубежей?
Понятно, что ничего кроме недоумения и возмущения подобное состояние дел у российских граждан вызвать не может. И уже вызывает, естественно.
К примеру, известный военный эксперт Владислав Шурыгин в своем телеграмм-канале по горячим следам не жалел эмоций: «Командованию ВКС давно уже корячится «двойка» за ПВО! Такие «голубиные» пролёты тихоходных дронов самолётного типа — это полный позор! В СССР за пролёт аналогичного ЛА, управляемого известным германским авантюристом Рустом было снято всё высшее командование войск ПВО. А у нас сегодня это только повод поудивляться: «О, как далеко забрался!».
Хочется спросить — где ваша истребительная авиация ПВО? Где ваши аэростатные рубежи РЛС?».
На мой взгляд, тут не только Шурыгину стоит малость поостыть. Потому что никакие «рубежи РЛС» и никакая истребительная авиация в ее нынешнем виде проблемы с крайне назойливыми и все более дальнобойными БПЛА украинцев решить не с состоянии.
Новости партнеров
«Чтобы любой беспилотный летательный аппарат был обнаружен вовремя, нужно постоянно действующее радиолокационное поле, работающее 24 часа в сутки, способное обнаружить муху, если она туда залетит. Но этого пока у нас нет», — откровенно признает сложнейшую проблему генерал-лейтенант запаса Айтеч Бижев, бывший заместитель главнокомандующего ВВС РФ по противовоздушной обороне .
Да, это форменное безобразие, что неприятельские дроны незамеченными со скоростью черного ворона или коршуна пролетают сначала через линию фронта, а затем — еще с тысячу км и больше над нашими мирными, ничего не подозревающими городам и весями.
Говорят, такому наглому пролету способствуют американцы. Которые на основе подробнейшего и скрупулезного анализа тысяч собственных спутниковых разведывательных снимков составляют крайне извилистые маршруты для глубинных рейдов вражеских БПЛА в Россию. Над руслами рек, над озерной гладью и в «мертвых» зонах российских радиолокационных станций на этом пути.
Что такое на третьем году спецоперации на Украине возможно — за это, конечно, кто-то в Министерстве обороны РФ, по самой беспощадной логике, давно должен был бы ответить по всей строгости. К примеру — тот, по чьей вине на нашей западной и юго-западной границе мы до сей поры так и не расставили самые примитивные и не столь уж дорогостоящие аэростаты с подвешенными под ними РЛС контроля воздушного пространства. Способные с верхотуры «видеть» все, что необходимо, на 150−200 километров вправо и влево. А «низенько-низенько» крадущиеся в наши бескрайние пределы дроны ВСУ — в первую очередь.
Но давайте представим, что такие аэростаты и станции у нас волшебным образом там, где необходимо, появились прямо сегодня. И мимо них летучая мышь не проскочит. Кто и как с толком воспользуется этой информацией?
Огородить «страну 404» частоколом из российских зенитных ракетных комплексов? Да так, чтобы зоны поражения их ракет перекрывали друг друга? Столько ЗРК не только в России нет. Во всем мире — тоже.
Бросать на перехват беспилотников с размахом крыльев в полтора метра тяжелые и очень скоростные Су-35 или Су-30СМ с их просто отличными ракетами класса «воздух-воздух»? Дорого и не особо эффективно. Потому что те ракеты стоят нам очень приличных денег и созданы для решения совсем иных задач. Да и час полета любой из перечисленных «сушек» — тоже. А вражеские дальнобойные БПЛА типа UJ-26 «Бобер» с дальностью полета свыше 1000 километров и скоростью порядка 200 км в час — сущие копейки по сравнению с необходимыми в таком варианте на их перехват суммами.
Нет, и сам перехватчик тоже должен быть из дешевых. И обладать скоростью, ненамного превосходящей ту, что у дрона, за которым ему предстоит охота.
Новости партнеров
В общем, перед нами тот случай, когда не грех поучиться, на мой взгляд, у врага. Который давно превзошел нас на этом направлении.
Украина ведь тоже давно стонет под «гнетом» наших «Гераней», «Орланов» и «Ланцетов». Поэтому давно придумала, как с ними достаточно эффективно бороться.
Еще минувшей весной появились сообщения из Одессы о том, что на перехват российских ударных БПЛА, регулярно штурмующих этот город и порт, там стали поднимать в воздух двухместные легкомоторные спортивно-тренировочные самолетики Як-52. Экипаж — два человека. Тот, что в передней кабине — пилот, ведет машину. А тот, что в задней — стрелок. Откинув фонарь, он бьет в любую из сторон из обычного пехотного ручного пулемета. Или из гладкоствольного карабина 12-го калибра, снаряжённого картечными патронами.
Как оказалось, при сближении с дроном на дистанцию порядка 50 метров этого достаточно, чтобы гарантированно сбить цель. Надо только для продолжительного огневого контакта хотя бы приблизительно уравнять скорости БПЛА и самолета. Что в случае с Як-52 (крейсерская скорость 230 километров в час, критическая скорость сваливания в штопор — около 100 километров в час) вполне выполнимо.
Не так давно американское интернет-издание War Zone обнаружило на аэродроме под Одессой украинский Як-52, на фюзеляже которого нарисованы желтым цветом перечеркнутые крест накрест силуэты сразу двух российских беспилотников типа ZALA 421−16E и шести «Орланов». Авторы не сомневаются, что таким образом отмечены воздушные победы этого экипажа. А это означает, уверены журналисты, что указанный сугубо гражданский прежде самолет достаточно давно прият на вооружение ВСУ в качестве «перехватчика» российских дронов.
Судя по всему, столь успешная инициатива коварного врага не осталась незамеченной и в нашей стране. Во всяком случае, 21 августа в Москве официальный представитель ОКБ «Авиастроитель» (дочерняя компания знаменитого ОКБ им. Яковлева) Дмитрий Мотин заявил РИА Новости: «Сегодня один из приоритетных проектов для нашего бюро — это модернизация учебно-тренировочного самолета Як-52 в модификацию „Самолет противодействия БПЛА“ Як-52Б2. В настоящее время ожидается получение сертификата летной годности от Росавиации».
По словам Мотина, концепция модернизации самолета подразумевает установку нового приборного оборудования, в том числе многофункционального дисплея в задней кабине. «Будет модернизировано навигационно-пилотажное оборудование, система РЭБ для подавления каналов связи и радиолокатор», — сообщил собеседник агентства.
Все это, на первый взгляд, выглядит просто отлично. Но как-то уж слишком сложно. И почти наверняка — за немалые деньги из гособоронзаказа.
Однако так ли необходима на Як-52Б2 система РЭБ? Нет, на перспективу — почему бы и нет? Но нельзя ли, как украинцы: прямо сегодня посадить стрелков в задние кабины обычных, немодернизированных Як-52 где-нибудь в Татарстане, Мурманской, Кировской или Саратовской областями? И пусть немедленно начинают гоняться за ударными беспилотниками противника. А то ведь «Улита едет — когда будет?».
Тут, правда, возможна еще одна «засада». Сколько у России нынче этих самых Як-52, еще способных летать? Подозреваю — кот наплакал.
Дело в том, что эти простые в управлении и очень надежные самолеты для обучения будущих летчиков и тренировок спортсменов-пилотажников серийно выпускали с 1979-го по 1998 год. Но не у нас, а в Румынии. Потому что в годы существования социалистического лагеря Москва пыталась наладить разделение труда между братскими странами в рамках Совета экономической взаимопомощи. Поэтому производство придуманных русскими инженерами и конструкторами машин мы отдали Бухаресту.
Там с учебно-тренировочными Яками раскрутились вовсю. Начали продавать их даже в США. Правда, с другими моторами. Всего бывшими партнерами по соцлагерю было выпущено порядка 1800 таких машин.
А в СССР румыны поставляли Як-52, в основном, в летные училища военной и гражданской авиации, а также — в аэроклубы ДОССАФ. Есть данные, что всего нам досталось этих самолетиков порядка 350 единиц. Говорят, к 2017 г. в России могло подняться в воздух уже менее половины от этого количества. Поскольку многие запчасти остались в Румынии.
К тому же старое доброе ДОСААФ мы давно перевели на коммерческие рельсы. Поэтому оставшиеся «в живых» Як-52 там начали эксплуатировать нещадно в целях увеселения праздно шатающихся сограждан. Которым, видимо, больше нечем заняться, а душа в полет просится.
В доказательство — множество объявлений в Интернете по всей России с предложениями за малые деньги покататься в пассажирских кабинах этих машин. Но если технику гонять в хвост и гриву — что от нее останется?
Поэтому не совсем понятно: скольким Як-52 суждено превратиться в «самолеты противодействия БПЛА», если даже творческий порыв ОКБ «Авиастроитель» скоро увенчается успехом. А сертификат летной годности от Росавиации удастся получить в разумные сроки?
Не рациональней ли хотя бы кое-где (на большее у нас, скорее всего, ресурсов не хватит) поставить на борьбу с украинскими дронами хотя бы то, что еще возможно? В самом простом, не модернизированном виде? И тем прикрыть хотя бы самые рискованные в этом отношении направления?
Увы, почему-то столь простая мысль никому в Минобороны, судя по всему, не приходит в голову. Во всяком случае, ничего про такое пока не слышно.
А вот про то, что беспилотники противника залетают в Россию все чаще и все дальше — подобных тревожных сообщений с каждой неделей все больше.