1. Все мировые медиа-платформы в плане принадлежности к центрам многополярного мира в ближайшем будущем будут чьи-то. Они уже сейчас делятся по политическим лагерям: Маск к одним, Цукерберг — к другим, Яндекс — к третьим. Ничьими, как Телеграм, относительно политической власти и государства они быть не могут, как не может быть аполитичным бизнес-стартапом ядерная бомба.
Не может не быть подконтрольной критическая инфраструктура, которая влияет на общественно-политическую стабильность внутри стран и их позиции в мире. Это противоречит природе власти и государства.
Новости партнеров
2. Лучшие из этих медиа-платформ всё равно останутся глобальными. Ограничить прорывной IT продукт государственными границами невозможно, как невозможна абсолютная цензура в интернете. Это доказывает вся новейшая история глушилок, запретов, блокировок — и особенно в так называемых «передовых» и «демократических» странах, которые, как показывает задержание Дурова, боятся неподконтрольности информации ещё больше, чем в так называемых авторитарных.
Интернет по определению глобален. Ограничивать его госграницами — это как ограничивать госграницами воздух. Это противоречит природе интернета.
Вывод. Россия сейчас интенсивно переводит своё население на отечественные интернет-платформы. Но это задача-минимум.
Если Россия в будущем видит себя не осаждённой крепостью, уверенно держащей оборону от вражеских внешних атак, а действительно одним из лидеров нового мира, она должна быть амбициозна и стремится к тому, чтобы её интернет-платформы стали глобальными. Пример созданного российскими программистами Телеграма, который стал Всемирным медиа, доказывает, что это возможно.
Естественно, российские мессенджеры, хостинги и соцсети в недружественных странах будут банить, как RT. См. пункт 1. Если уж они с физически, юридически и политически нероссийским Телеграмом воюют… Но тут см. пункт 2
Автор — политолог, публицист, главный редактор аналитических порталов RuBaltic.Ru и Евразия