Многие считают, что объявление войны и всеобщая мобилизация — это в нашей ситуации выход, с которым власти почему-то тянут. Ну и использование ТЯО. Это выглядит рациональным, и я подчас (за исключением ТЯО) склоняюсь к тому же.
Но не слишком ли это просто?
Новости партнеров
При нынешних материально высоких предложениях контрактникам и уже ведущейся войне точно ли эти действия переломят ситуацию? А издержки от ТЯО явно будут непомерно высокими.
Это надо проанализировать более обстоятельно.
Нам скорее надо что-то резко менять в промышленности. Война надолго, и рано или поздно тактика импортозамещения будет исчерпана. Мы занимались деиндустриализацией в течение трех десятилетий, наивно поверив в мировое распределение труда. И это стало сегодня проблемой.
Также и к системной борьбе с враждебными странами Запада мы оказались неготовы. Да и коррупция для нынешнего положения просто недопустимая. А если добавить неизжитый и токсичный либерализм интеллигенции и значительной части элит, то все это по-настоящему сдерживает наш потенциал к Победе. Отсюда и скоропалительные решения — как патриотов (мобилизация, ТЯО), так и пораженцев (мирные переговоры на любых основаниях).
Война — это надолго и очень трудно.
Без глубокого изменения страны — на всех уровнях — о Победе нельзя и мечтать. Война высветлила как рентгеном все слабые места России. И далее камуфлировать их за бравурным воспеванием статус кво просто невозможно. А масштаб и глубина вызовов будут только нарастать.
Поэтому нам нужны глубокие структурные перемены в самой системе. Они назрели, и они неизбежны.
Новости партнеров
***
Да, и вот еще чрезвычайно важное соображение. Может быть, главное.
Пора менять язык.
На либерально-глобалистском языке западного капитализма — бизнес, инвестиции, конкуренция, либерализация, борьба с инфляцией, регулирование процентной ставки, рост биржевых показателей, новые рынки и т.д. — ничего содержательного сказать невозможно. В каждом термине, понятии, на первый взгляд чисто технологическом решении — заложен подвох, субверсивная идеология, мина. Язык структурирует мир, фактически его создает. Назвать вещь по-другому, значит, изменить ее. Это будет уже новая вещь.
Нам нужны новые словари, основанные на русских смыслах и русском мировоззрении. И так следует говорить и власти, и народу, и ученым, и правителям.
Нельзя воевать с Западом и одновременно сервильно подражать ему.
Автор — философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова