На фоне последних событий в США, и особенно в связи с выбором своего «второго номера», который накануне сделал Трамп – в чьей победе, похоже, никто уже не сомневается – сторонники войны на Украине в её нынешнем, самоубийственном для Украины и украинцев формате, понимают, что сроку им осталось от силы полгода. Понимают и потому пытаются как только могут ускорить проходящие там негативные процессы.
Так, вчера бывший постоянный представитель США при ООН Иво Даалдер заявил, что ситуация, при которой 18 и 20-летние украинцы всё ещё не отправлены на верную смерть – неприемлема.
Новости партнеров
«Что Украине нужно сделать, так это мобилизовать людские ресурсы. Это война, которую ведут 40-летние. Ни одна война в истории не велась 40-летними. Пришло время Украине серьезно поговорить о том, насколько важна эта война и успех в этой войне для них. Вы не можете сделать это только с 28, 29 и 30-летними, не говоря уже о 40-летних, а это средний возраст людей на линии фронта. Им нужно набрать 18-летних, 20-летних и 21-летних, на которых опирается любая армия в остальном мире», – заявил американский «людоед». (А потом все удивляются, почему мы никак не можем найти с ними общий язык в Совбезе ООН).
Таким образом Даалдер продолжил линию сенатора Линдси Грэма, после приезда которого в Киев весной этого года был принят закон о мобилизации, согласно которому на два года – с 27 до 25 лет – был снижен возраст мужчин, подлежащих отправке «на ноль».
Надо сказать, что подобная изуверская логика вполне устраивает нынешнее политическое руководство Украины (военные немного иначе смотрят на сложившуюся ситуацию), заинтересованное в продолжении войны любыми способами, но с недавних пор начала категорически не устраивать украинское население, всё громче и настойчивее требующее мира.
Сразу же стоит оговориться, что украинский «запрос на мир» имеет весьма специфический характер. Готов ли человек на тех или иных условиях к прекращению вооружённого конфликта или по-прежнему выступает за войну до победного конца, точнее, до последнего украинца, зависит строго от его шансов оказаться в окопах – чем они выше, тем больше в нём «миролюбия» и наоборот.
И всё же, как ни крути, 43.9% украинцев, выступающих за начало мирных переговоров с РФ, против 35% с этим не согласных и ещё 21.1% не сумевших (а, скорее, просто побоявшихся) честно ответить – это уже кое-что.
И несмотря на то, что большинство (за 80%) всё ещё категорически против выполнения требований последнего на данный момент российского ультиматума – вывод войск из четырех областей, отмена антироссийских санкций, нейтральный статус Украины – всё это уже не более чем торг – стадия принятия неизбежного, за которой следуют депрессия и смирение.
Тем более, что о категорическом нежелании украинцев воевать говорят и результаты опроса об их отношении к уклонистам, где 46.1% респондентов заявили, что косить от военной службы когда «Отечество в опасности» совершенно не стыдно. Впрочем, какое Отечество, такие и патриоты.
Новости партнеров
Но лично меня во всех этих социологических раскладах заинтересовал немного иной аспект смены настроений в украинском обществе. Всё больше местных наблюдателей отмечают, что ненависть к украинской власти и лично Зеленскому, вызванная тотальной мобилизацией и заметными ухудшениями условиях жизни в стране (а то ли ещё будет зимой), плавно конвертируется в поддержку России. Опять-таки довольно специфическую, выраженную в противопоставлении – уж лучше те, чем эти, – но тем не менее.
Особенно это заметно в исторически русских регионах и городах вроде Харькова и Одессы. Последняя вообще объективно вышла в лидеры по числу открытых протестов. Судите сами.
Вот уже несколько дней одесситы бунтуют из-за постоянных продолжительных перебоев с подачей электроэнергии. Намедни на площади маршала Толбухина (смотри ж ты, не добралась до неё декоммунизация) толпа демонстрантов подралась с прибывшими разгонять её нарядами Национальной полиции.
В ответ на продолжающиеся интенсивные попытки ТЦК сгрести всех на фронт, военкомы-беспредельщики регулярно натыкаются на откровенное, прямо под камеры, посылание на три буквы «наркомана Зеленского» и всей украинской власти.
«Иди воюй за своего наркомана Зеленского!», – кричали такому ТЦКашнику в одесской маршрутке №233.
Именно Одесса-мама, вспомнив, видимо, своё славное партизанское прошлое, вышла в непререкаемые лидеры среди всех городов Украины по количеству поджогов личного и служебного автотранспорта сотрудников ТЦК. За последние месяцы их сожгли уже более десятка.
Но есть и ещё один крайне важный и показательный момент. Как сообщают украинские военные, интенсивность прилётов российских ракет и дронов, а так же точность их попадания по военным объектам в Одессе и пригородах свидетельствует о значительном количестве «наводчиков» непосредственно в самом городе, что уже никак иначе, чем вооружённое сопротивление режиму и добровольное оказание помощи другому государству не назовёшь.
Это очень интересная тенденция. В своё время противники ввода войск в 2014 году говорили, что украинцам нужно дать шанс одуматься самим, показав им разницу между «как жить с нами» (или уже «под нами») и «с ними», то есть с Западом. В итоге стратегия не сработала. Более того, за 10 лет выросло поколение людей, искренне не видящих своего будущего вместе с Россией.
Новости партнеров
Но всё-таки, как видим, совсем безрезультатной эта стратегия не стала, пусть даже для этого понадобилось ввести войска и начать войну – такой вот парадокс. Разумеется, в регионах вроде Львова, всё это не сработает никогда, но так ведь на это никто и не рассчитывал. Но зато там, где живут люди, которые всегда были культурно и ментально близки к России – работает вполне.
Понятно, что в большей степени это такая форма усталости от войны, но с другой стороны, приходит ведь и постепенное прозрение и понимание, что в 2004-м, а потом в 2014-м их обманули, и всё, что сегодня происходит, – закономерный итог неправильного выбора 10- и 20-летней давности.
В сложившейся ситуации нам, наверное, было бы выгодно «помариновать» украинцев чуть подольше, чтобы, так сказать, закрепить результат. Но, боюсь, этого времени нет у нас самих. И придётся уже довольствоваться тем, что есть…