Одним из самых громких во всех смыслах событий прошедшей недели стала наша ракетная атака по Киеву 8 июля. Главным пострадавшим оказался производящий боеприпасы завод «Артём» в центре украинской столицы – кстати, странно, что названный в честь известного большевика завод не успели переименовать. Теперь переименовывать уже не нужно: несмотря на радостные заявления ВСУ про небывалую эффективность ПВО, было обнародовано видео последовательного прилёта в завод, минимум, 5 ракет Х-101. Кроме того, в тот же день атаковали предприятия в Кривом Роге, а также аэродромы в Киеве, Житомирской, Хмельницкой и Николаевской областях. Досталось киевскому аэропорту Жуляны, где был поражен командный пункт ПВО (и, возможно, одна или две ПУ Patriot).
Радует безусловная системность ударов – соревнование между нашими ракетами и украинской/западной ПВО с большим преимуществом выигрывает российская сторона. Уже вышли из категории сенсаций «пойманные» на аэродромах украинские самолеты (явная тренировка перед прибытием F-16) и регулярные убийства HIMARS, а также переданных Киеву средств ПВО – Минобороны предоставило видео объективного контроля прибытия кассетного «Искандера» по месту развертывания ЗРК «IRIS-T».
Новости партнеров
Предсказуемо в стане врага оживились поиски виновных в зраде. Известный медиа-киллер представителей генеральского корпуса, депутат Марьяна Безуглая напрямую обвинила главкома ВСУ Сырского и его окружение в желании украинского поражения, склонности к переговорам с Россией и отсутствии веры в перемогу. В планах Сырского, заявила Безуглая, посредством остановки огня «войти в историю и спасти целый пласт генеральской мафии, близкой к сносу, как никогда». В данный момент нет оснований считать, что за подобными обвинениями стоит что либо, кроме отражения внутривидовой конкуренции в украинском военно-политическом руководстве.
Тем временем, украинский контрнаступ-2023 окончательно ушел в обратную сторону. Официально подтверждено освобождение Урожайного, которое находится на южном фронте так называемого «Времьевского выступа» и было ценой высоких потерь захвачено ВСУ летом прошлого года. Что, пожалуй, стало единственным заметным географическим приобретением в ходе той кампании. Освобождение Урожайного стало возможным благодаря отмеченной ранее тактике — основную роль сыграли штурмовики-байкеры, которые, после артподготовки, ворвались в село и смогли закрепиться на позициях.
«На земле» всё в пределах ожидаемого, но интенсивность боёв может вырасти на этой неделе – прежде всего, у Харькова. В субботу президент Белоруссии заявил о снижении угрозы на границе с Украиной и поручил отвести оттуда белорусские войска – украинская сторона соответственно сделала так же. По приблизительным данным, на практике это означает высвобождение примерно 30 000 украинских солдат, которые теперь могут появиться в другом месте. Скорее всего, под Харьковом – что проще всего по логистике.
В других местах – всё по-прежнему. На донецком направлении есть продвижения в черте Нью-Йорка. Часов Яр приводится в состояние полной непригодности, как укрепленного района, силами артиллерии и ВКС.
Западнее Авдеевки взята Яснобродовка, что позволяет выйти с севера к Карловскому водохранилищу и сильнее давить на саму Карловку, куда ВСУ стягивают резервы. Значимая в этом районе цель – логистический узел Константиновка, который открывает дорогу с севера на Угледар.
Отметим, что к настоящему времени либо уже разрушены, либо близки к тому укрепрайоны, которые ВСУ строили с 2014 года. До стратегического перелома ещё далеко, но после потери Дружковки, Константиновки, Славянска и Краматорска ВСУ на востоке Украины будет сложно зацепиться за что-то.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»