Премьер Венгрии Виктор Орбан, объясняя Bild свой дипломатический вояж Киев-Москва-Пекин- Вашингтон, среди прочего заявил, что «в последующие 2-3 месяца жертв будет больше, чем за последние полгода». «Там больше оружия, и россияне настроены решительно. Энергия конфронтации и число жертв станут еще ужаснее, чем за последние семь месяцев. Хотя они и так были ужасны», – заявил Орбан. «Обе стороны вкладывают в это большие усилия. Даже украинцы стали оптимистичнее, так как получили много качественного оружия», добавил он.
Если не считать речь Орбана художественным преувеличением, то на Украине ожидается нечто, превосходящее по своему масштабу Харьковское наступление – наиболее ожесточенное событие за указанный период.
Новости партнеров
Вариантов тут два: либо Украина намерена таки организовать очередной контрнаступ, либо подобные намерения есть у России. Разумеется, остается вопрос – с чего бы Зеленскому и тем более Путину рассказывать Виктору Орбану о своих тактических планах.
Относительно того, каким может быть украинский контрнаступ 2.0, пока что максимальные шансы на Харьков и рядом. Потому что эта точка сулит максимальные выгоды по части медийности – если врагам удастся оттеснить нас обратно за старую границу. Конечно, сюрпризы всегда возможны, на то это и туман войны. Но нет никаких данных о наличии у врага достаточных для наступления резервов на Запорожском, Угледарском или иных направлениях, кроме Харьковского – куда как раз стягиваются значительные силы, а ВС РФ начали сооружать укрепления у границы Сумской области.
Возможно ли наступление ВСУ на территорию «старой» России, в направлении Курска или Брянска? Почему бы и нет. Для этого потребуется всего лишь политическое одобрение Вашингтона, а восприятие конфликта для российского общества сразу изменится. К тому же, это будет прекрасным способом взбодрить украинский социум, а Байден сможет показать – украинцы то оправдывают сделанные в них инвестиции! До сих пор по умолчанию считалось, что максимумом посягательств на «старую» Россию могут быть только всякие переметнувшиеся к врагу «легионы». Но эскалация конфликта в этом плане ничем объективно не сдерживается.
Возможно ли наше наступление на некоем новом, более активном уровне? Сложно сказать, потому что тут очень много факторов. Нам нужно готовиться к большой ротации, прикрывать самые разные направления и, главное, снабжать это всё людскими ресурсами. Но мобилизация не просматривается даже на горизонте.
Если у Генштаба и военно-политического руководства страны есть понимание целесообразности взятия новых территорий – например, в рамках выстраивания полноценного санитарного коридора, включающего в себя Чернигов и Сумы перед выходом на переговоры с Вашингтоном о финализации конфликта – то такое наступление выглядит неизбежным. Правда, без дополнительных мобилизационных мероприятий, сделать это некем.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»