Точнее, главной проблемой альянса является не сам глава киевского режима, а «избежание очередного публичного скандала с Зеленским по вопросу о том, как описывается возможное вступление Украины в НАТО», пишут авторы NYT в преддверии саммита альянса, открывающегося сегодня в Вашингтоне.
NYT напоминает, как в 2023 году Зеленский выразил недовольство отсутствием графика вступления его страны в НАТО. Тогда его успокоили обещанием, что Украина может «обойти некоторые препятствия» на пути в альянс, — но сроков не назвали.
Новости партнеров
С тех пор страны НАТО, дескать, ломают голову над тем, как решить эту проблему, «не рискуя при этом допустить вступление Украины, пока она находится в состоянии войны». И вроде бы решение найдено: альянс решил пообещать Киеву, что включение Украины в НАТО будет «необратимым».
«Хотя «необратимый» звучит как определённость, это никак не решает главного требования г-на Зеленского — даты, когда его страна попадёт под защиту зонтика НАТО», — отмечает NYT.
Случай Зеленского — самый тяжёлый, но далеко не единственный, продолжает газета. И обрамляет его тремя другими проблемами НАТО: перспективой возвращения Трампа в Белый дом, недостаточным бюджетным финансированием для долгого конфликта с Россией и оппортунизмом некоторых членов альянса вроде Венгрии.
Со всеми тремя проблемами НАТО борется как может. На случай Трампа в альянсе уже создано новое командование, которое «обеспечит долгосрочные поставки оружия и военной помощи Украине, даже если США отступят». Шольц подвергается нарастающему давлению, чтобы его грандиозные планы по модернизации ВПК Германии были, наконец, подкреплены деньгами. В отношении же Орбана решено пока воздержаться от критики, чтобы избежать публичного раскола НАТО накануне саммита.
Но что-то всё равно не клеится, даёт понять The New York Times. То ли блестящим милитаристским планам Европы мешает общественное недовольство. То ли страны альянса ни морально, ни материально не готовы к «десятилетиям конфронтации с Россией».
Поможем журналистам NYT и назовём по-настоящему важную проблему НАТО, доказанную двумя годами войны на Украине. Она заключается в том, что военно-политическая машина Запада не в состоянии справиться с Россией руками своего украинского прокси. А прямое столкновение альянса с ВС РФ чревато немедленным перерастанием в мировую ядерную войну.
Именно эту проблему, а вовсе не «тяжёлый случай Зеленского», альянс во главе с США и пытается сегодня решить. В первую очередь, через осторожное наращивание эскалации, в рамках которой не только постепенно снимаются табу на удары по территории России, но и предпринимаются попытки интернализировать конфликт.
Новости партнеров
Одну из таких попыток мы наблюдали буквально вчера. Согласно подписанному Варшавой и Киевом соглашению, над Западной Украиной фактически формируется тот самый «зонтик НАТО», о котором пишет NYT, — пока в виде польской ПВО.
Очевидно, что в ближайшие трое суток в Вашингтоне будут предприняты новые попытки отыскать способ так сообща воевать с Россией на Украине, чтобы Россия не сочла это прямым вовлечением альянса в конфликт. Всё это подкрепляется уверенностью, что все красные линии и угрозы Москвы — это блеф и что русские никогда не ответят.
Проблема лишь в том — и это неплохо показал Бенджамин Гилтнер в The National Interest, — что когда государства выдвигают те или иные угрозы, они обычно не блефуют. И когда некое государство убеждается, что его красные линии больше не воспринимаются всерьёз, оно начинает действовать в соответствии со своими угрозами, чтобы продемонстрировать их достоверность.
Автор — директора Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ