Британия пытается отогнать российские атомные подлодки от своих берегов
С начала 2022 года российские атомные подводные лодки класса «Кило» дважды совершали операции в Ирландском море. Это вынудило Великобританию принять дополнительные меры по защите своих территориальных вод, сообщает Bloomberg.
В материале подчеркивается, что масштабы передвижений российских подлодок значительно превысили то, что британские власти наблюдали ранее.
Новости партнеров
Агентство отмечает, что американские военные также отслеживают действия российского флота в этом районе.
Bloomberg уточняет, что подводные лодки класса «Кило» способны нести крылатые ракеты «Калибр», торпеды и морские мины, что усиливает обеспокоенность Британии. В последние годы британские и ирландские СМИ уже сообщали о «преследовании» российских подводных лодок у берегов Британии.
А ведь это еще даже не «Борей», которого так боятся американцы. Так как понимать эти маневры? Россия хочет припугнуть Британию?
— Сейчас любая военно-показательная акция России против Британии уместна, учитывая, какой ущерб нашей армии и мирным жителям наносит британское оружие, особенно ракеты Storm Shadow, — убежден военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Так что, разумеется, подводные лодки типа Kilo, способные нести «Калибры» с ядерными боеголовками, у берегов Британии — это правильное решение.
Как и недавнее появление русского фрегата «Адмирал Горшков» и атомной подводной лодки «Казань» (проект 885 М, «Ясень-М») в порту Гаваны. Американцев, кстати, обеспокоило не только само появление подводной лодки, но и то, что она может нести малозаметные подводные аппараты, способные вести наблюдение за побережьем
— Предупреждать США — понятно. А Британию?
Новости партнеров
— Британия тоже имеет зарубежные базы, её самолёты появляются в нейтральных водах, корабли плавают по океанам.
Хотя насчёт США это более очевидно. Особенно в виде начала строительства в той или иной форме военной базы на Кубе, которое уже перезрело. Плюс России требуются военные объекты в Венесуэле и Никарагуа.
Вообще, возвращение к политике «длинной руки» — не чья-то прихоть, а объективная необходимость сковывания ресурсов главного потенциального противника в непосредственной близости от его границ и в зоне его важнейших интересов. Как сами американцы сделали в Восточной Европе.
— Лондону есть, чем ответить? В каком состоянии находится их флот? Могли бы они отразить удар ВС РФ, если бы таковой состоялся?
— Вопрос очень широкий. В области подводных лодок Британия по-прежнему очень зависима от США. После Второй мировой войны Лондон предоставлял контракты американским компаниям, которые строили британские субмарины и боеприпасы к ним по американским лекалам, с особым энтузиазмом ориентируясь на класс «Огайо» и ракеты «Трайдент», «Томагавк».
Производственной самостоятельности Великобритания в этой сфере достигла только при проектировании АПЛ класса «Трафальгар» и торпед «Скайфишер». И то частичной, поскольку новейшие британские АПЛ класса «Астьют» по-прежнему оснащены американскими «Томагавками».
Конечно, Британия сейчас уже даже не в состоянии «Britannia rules the waves». Состояние уже даже не то, что было во время войны за Мальвинские (Фолклендские) острова с Аргентиной в 1982 году. Есть большие сомнения в том, что британские ВМС сейчас смогли бы провести войну так эффективно, как это было 42 года назад.
Скажем, к концу 2024 года в строй должны были встать новые фрегаты типа 26 — новейшие корабли, созданные специально для охоты на подводные лодки противника. Но их строительство отложено до 2028 года. Летом 2023 года Министерство обороны Великобритании опубликовало данные, согласно которым из 12 фрегатов типа 23 три — HMS Iron Duke, HMS St Albans и HMS Sutherland — в 2022 году не выходили в море.
Новости партнеров
Адмиралы постоянно жалуются на нехватку кораблей и личного состава. Так что состояние британского флота уже пару десятилетий вызывает серьёзные вопросы. Хотя, конечно, Британия при этом остаётся серьёзной морской державой.
— А если бы там «Бореи» с «Булавами» появились, какой была бы реакция?
— Очевидно, что если даже построенные в 80-е — 90-е годы ДЭПЛ «Палтус» и «Варшавянка» так пугают, то можно понять, что было бы, если бы пришёл класс «Борей».
— По-вашему, Британия сама по себе является серьезным военным противником? Какой ее вес в общей мощи НАТО? Каким будет ее участие в случае войны России и НАТО? Куда будем бить по ее территории?
— В данный момент мы испытываем на себе именно те пакости, которые Британия нам может доставить: дальнобойные ракеты, бронетехника, разведывательные и разведывательно-ударные БПЛА. Плюс британские инструкторы и наёмники.
На серьёзный конфликт с российской армией сама по себе британская не способна. Уже несколько десятилетий в британской армии действует концепция триады «разведка — спецназ — высокотехнологичное оружие». Именно это делает Британию важным элементом в общей стратегии НАТО.
В одиночку Британия с Россией воевать не будет никогда. Но у Британии есть 225 ядерных боеголовок, которые, безусловно, сами по себе способны нанести России ущерб в случае даже ограниченной ядерной войны.
Ну, а вариант показательного удара по Лондону без большого ущерба выглядит красиво, но это 100% casus belli, поэтому на такие вещи наше руководство может решиться только в случае, близком к крайнему.
— Данная ситуация не однозначна в трактовке, — убежден доцент кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ» Сергей Прокопенко.
— Надо признать, что Вооруженные силы Российской Федерации последнее десятилетие планомерно расширяли географию своего присутствия в мире. После начала СВО, ситуация усугубилась настолько, что маневры, например, нашего флота у берегов потенциальных противников стали обязательны. Россия в данных маневрах отрабатывает меры противодействия военным силам Великобритании, а также пытается прощупать возможности противника.
Нельзя исключать и политический аспект маневров. Для России он заключается в том, что этими действиями Москва хочет показать Лондону, что они уязвимы и в случае масштабного конфликта Россия может нанести серьезный урон Великобритании.
Как известно, самоуверенность и чувство безнаказанности одной из сторон конфликта часто приводит к его дальнейшей эскалации. Поэтому указанные действия ВМФ РФ должны охладить горячие головы британских политиков, ратующих за войну с Россией.
Великобритания, конечно, воспринимает маневры флота России у своих берегов как угрозу. Политики Англии из числа сторонников более активных действий против России пытаются использовать данную ситуацию в своих политических целях. «Русские идут!» — хорошо работающая угроза для затуманенного пропагандой населения острова и всего англо-саксонского мира.
— Чем их так пугают эти подлодки? ВС Британии не готовы к столкновению?
— Великобритания перестала быть мировой державой после Второй мировой войны. Вооруженные сил Королевства во второй половине XX в. не имели серьезного потенциала для ведения крупномасштабной войны. Пожалуй, только флот мог вести успешные операции в отдаленных регионах мира. В качестве примера можно привести конфликт между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова (1982 г.).
После поражения СССР в холодной войне ситуация с боеспособностью армии и флота Великобритании стала ухудшаться. В настоящее время, деградация уже затронула флот Туманного Альбиона. Сообщения о нештатных ситуациях на британском флоте регулярно появляются в СМИ. Но недооценивать флот Великобритании нельзя. У этого государства есть как минимум два авианосца, а у нас — только «половина» авианосца.
Да, Россия способна уничтожить Великобританию ядерным ударом. Удар, например, «Калибрами» Лондон не выдержит. А вот удар обычными вооружениями для Великобритании не столь опасен. Надо признаться себе, что Россия не способна в настоящее время вести широкомасштабную войну обычными вооружениями на отдаленном театре военных действий.
— Недавно Путин заявил о возможности появления нашего оружия в чувствительных для Запада местах. Британии это тоже касается? Не только США?
— Это касается всех наших противников и в первую очередь Великобритании. Великобритания не способна вести войну против России в одиночестве. Они будут участвовать только в составе коалиции или военного блока. Вступят в войну они только в момент максимального ослабления России, или наоборот, в момент перелома ситуации на поле боя в пользу РФ, чтоб не допустить ее победы. Военный потенциал низок, но недооценивать его нельзя.
— А политически нам что от них ждать? Мы экзистенциальные враги? Смена власти ничего не изменит? Неизбежно ли военное столкновение между нашими странами?
— Чаще всего Россия и Великобритания в исторической ретроспективе вступали как противники друг другу, но можно привести примеры сотрудничества и союзничества. Военное столкновение можно избежать. Многое зависит от позиции противников России.