Поиск статьи

ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Глобализация идентичности

Алексей Живов. Глобализация идентичности

Опубликовано

По следам дискуссии запущенной А. Бастрыкиным

В России после 1991 года традиционно боролись и сосуществовали три идентичности: доминирующая Западная, увядающая русская имперская и государственная российская многонационально-сырьевая.

Украинство на Украине и либеральное квазиукраинство в России — это формы «больной» западной идентичности. Ее радикальные проявления. Есть и менее радикальные формы этой идентичности, которыми заражена добрая половина нашего населения.

Новости партнеров

Русская имперская идентичность тоже имеет много форм: советскую, черносотенную, православно-патриотическую, и даже неоязыческую. Все это формы увядающей имперской русской идентичности. Это хорошо заметно в окопах СВО: рядом белогвардеец и монархист, язычник, батюшка, русский националист и советский патриот.

Есть еще официальный дискурс российского государства с его набором многонационального российского патриотизма. Этот дискурс постоянно колеблется по вопросу «русской доли» в официальном дискурсе. Ключевая проблема официальной государственной идентичности в том, что она, будучи основана на русском базисе, постоянно пытается исторгнуть его из себя, или сделать незначительным.

С государственной идеологией, в которую до недавних пор пытались впихнуть еще и миллионы мигрантов из Средней Азии, происходит одна и та же врожденная беда. Пытаясь найти объединительные начала для всех, она в итоге не заходит полноценно никому. Плюс, у нее очень слабая «гравитация» и неработающие социальные лифты.

Но все эти идентичности стали меркнуть, когда на благодатную почву зашел политический ислам, не столько как религия, сколько как новая глобальная сетевая идентичность, стирающая региональные и национальные границы.

Первые скрипки в этой политической исламизации играют салафитское и ваххабитское течения ислама, которые быстро проникают в пассионарные общества молодых мусульман, и замещают традиционные региональные формы российского ислама, а также выталкивают на обочину официальный государственный дискурс.

На наших глаза формируется новая единая глобальная исламская идентичность, которая активно заявляет о своих политических правах, требует переустройства принимающих их обществ и нетерпима к критике. Именно об угрозе радикализации этой идентичности говорит последний теракт в Дагестане и недавнее выступление А. Бастрыкина.

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

Новости партнеров

ЖИВОВZ



Трамп решил надавить на Китай и Европу военным бюджетом США

В Вашингтоне впервые готовятся представить триллионный бюджет Пентагона. Как заявил президент США Дональд Трамп, страна получит мощную армию и это станет ответом на усиление...

Наши прорвались в центр Часова Яра: Враг начинает драп из «фортецi»

Бездарность бандеровских командиров бесит даже ТЦКашников-людоловов Военный эксперт Андрей Марочко сообщил, что в Часов Яре ВС РФ вышли к значимому рубежу обороны ВСУ. Он пишет:...

Генерала Ивана Попова вернули в строй фактически в статусе штрафника — но он рад...

Причины, по которым геройский генерал оказался в опале, известны многим, но публично об этом говорить пока рано Министерство обороны поддержало ходатайство бывшего командующего 58-й общевойсковой...

Читайте также

Трамп анонсировал рекордный оборонный бюджет США в 1 трлн долларов

Президент США Дональд Трамп заявил о подготовке его администрацией оборонного бюджета в размере приблизительно...

Пугать Путина бесполезно: Трампу не стоит даже пытаться

В Вашингтоне снова упирают на то, что хотят ускорить процесс переговоров с Россией по...

Ростислав Ищенко. Счета для подростков и соцобслуживание участников СВО

- В Госдуму внесут проект о бесплатном соцобслуживании для участников СВО. - Минфин предложил усилить...