ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Глобализация идентичности

Алексей Живов. Глобализация идентичности

Опубликовано

По следам дискуссии запущенной А. Бастрыкиным

В России после 1991 года традиционно боролись и сосуществовали три идентичности: доминирующая Западная, увядающая русская имперская и государственная российская многонационально-сырьевая.

Украинство на Украине и либеральное квазиукраинство в России — это формы «больной» западной идентичности. Ее радикальные проявления. Есть и менее радикальные формы этой идентичности, которыми заражена добрая половина нашего населения.

Новости партнеров

Русская имперская идентичность тоже имеет много форм: советскую, черносотенную, православно-патриотическую, и даже неоязыческую. Все это формы увядающей имперской русской идентичности. Это хорошо заметно в окопах СВО: рядом белогвардеец и монархист, язычник, батюшка, русский националист и советский патриот.

Есть еще официальный дискурс российского государства с его набором многонационального российского патриотизма. Этот дискурс постоянно колеблется по вопросу «русской доли» в официальном дискурсе. Ключевая проблема официальной государственной идентичности в том, что она, будучи основана на русском базисе, постоянно пытается исторгнуть его из себя, или сделать незначительным.

С государственной идеологией, в которую до недавних пор пытались впихнуть еще и миллионы мигрантов из Средней Азии, происходит одна и та же врожденная беда. Пытаясь найти объединительные начала для всех, она в итоге не заходит полноценно никому. Плюс, у нее очень слабая «гравитация» и неработающие социальные лифты.

Но все эти идентичности стали меркнуть, когда на благодатную почву зашел политический ислам, не столько как религия, сколько как новая глобальная сетевая идентичность, стирающая региональные и национальные границы.

Первые скрипки в этой политической исламизации играют салафитское и ваххабитское течения ислама, которые быстро проникают в пассионарные общества молодых мусульман, и замещают традиционные региональные формы российского ислама, а также выталкивают на обочину официальный государственный дискурс.

На наших глаза формируется новая единая глобальная исламская идентичность, которая активно заявляет о своих политических правах, требует переустройства принимающих их обществ и нетерпима к критике. Именно об угрозе радикализации этой идентичности говорит последний теракт в Дагестане и недавнее выступление А. Бастрыкина.

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

Новости партнеров

ЖИВОВZ





«Тупой и еще тупее». США оказались перед сложным выбором

Семья уговаривает Джо Байдена не выходить из предвыборной гонки, сообщают западные СМИ. При этом в демократическом лагере буквально требуют от него отказаться от попытки...

Операция «Тоннель»: Наши бойцы ворвались в Кирово/Пивничное из-под земли

Бандеровские эксперты в панике — на Торецком направлении ситуация для ВСУ резко ухудшилась Крупный опорный пункт ВСУ на восточной окраине населенного пункта Кирово (на Украине...

Почему Зеленский меняет свою позицию по поводу переговоров с Россией

Глава киевского режима Владимир Зеленский внезапно допустил возможность переговоров Россией, пусть и через посредников. Москва отреагировала на этот сигнал положительно. Еще не так давно...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Обречённые и неисправимые: почему украинцы не выходят на Майдан

Трудно не заметить, что украинцы (граждане Украины, не считающие себя русскими, а Россию Родиной),...

Ростислав Ищенко. Мирный план Трампа, откровения Подоляка и миссия НАТО на Украине

- Зачем советник Офиса президента Украины Подоляк признался в ударах по мирным жителям? - Почему...

Почему Зеленский меняет свою позицию по поводу переговоров с Россией

Глава киевского режима Владимир Зеленский внезапно допустил возможность переговоров Россией, пусть и через посредников....