Опять в российском сегменте Телеграм обсуждаются мирные инициативы и различные мирные планы. Хочу заметить по данному вопросу важную вещь, на мой взгляд.
Нам всем надо ориентироваться на тот мирный план, который озвучил президент России Владимир Путин на встрече с руководством МИД РФ 14 июня 2024 года. Все остальные планы, возможно, за исключением доработанного китайского, не соответствуют национальным интересам нашей страны. Поэтому и не надо ждать, что нам кто-то и что-то предложит.
Новости партнеров
Поэтому вопрос стоит по-другому: принимает Запад план Путина или нет. Если нет, то, как отметил глава СВР С.Нарышкин, дальше условия будут только хуже. То есть президент России озвучил нижнюю планку наших условий, а не верхнюю. И это важно понимать. Запад пока категорически против.
В условиях мирного урегулирования по Путину, кроме фиксации наших территориальных приобретений (при этом ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области переходят к нам по административным границам), и нейтральной, безъядерной и внеблоковой Украины, есть и снятие Западом всех санкций. Это условие в большинстве случаев не упоминают при обсуждении. А оно важнейшее и очень жёсткое. Его выполнение, кстати, предполагает и возврат наших ЗВР.
План Трампа очень хорошо разобран здесь. Вкратце, это заморозка с целью пересборки Украины для новой войны с Россией и с целью официального принятия её в НАТО.
Опасность повторения сентября 2022 года разделяю. Тогда тоже очень много говорилось про переговоры, и они шли кулуарно. А потом был внезапный удар и наша перегруппировка. И эти территориальные потери мы не может отбить до сих пор. Правда, внушает оптимизм фраза Путина, что надежды на кулуарные переговоры с Западом себя не оправдали. Соответственно, ожидаю, что мы больше не попадёмся на эту удочку.
Почему Россия не идёт на повышение эскалации? Скорее всего, это связано с внешнеполитическим фактором. Наша война с Западом идёт по всему миру, не только на Украине. И важное место в нём занимает формирование неподконтрольного США и их союзникам экономического пространства. То есть, решается та задача, которую в свое время ставил И.Сталин, но решить не успел.
Ключевой вектор – БРИКС и его расширение. До саммита БРИКС в России в октябре этого года, думаю, наша страна не будет повышать ставки в конфликте на Украине по собственной инициативе. И Трамп здесь ни при чём. Нам выгоднее Байден, и президент, когда говорил об этом, не шутил. Трамп ограниченно адекватен и будет разговаривать ультиматумами, а от ультиматума до Карибского кризиса-2 — совсем немного.
Кроме того, мы можем выжидать, когда по-настоящему вспыхнет на Ближнем Востоке. Чтобы США встали на растяжку. И Израиль, похоже, готов напасть на Ливан. А это будет полноценная война с высокотехнологичным противником «Хезболлой», у которой пока нет только пилотируемой авиации. Иран тоже не останется в стороне.
Новости партнеров
Не надо сбрасывать со счетов и итоги голосования на парламентских выборах во Франции и Британии, которые состоятся 30 июня и 7 июля. Уже через две недели у нас перед глазами может быть совсем иная Европа. А в сентябре будут еще и местные выборы в Восточной Германии. они пока не повлияют на раскладку сил в высших эшелонах, но тенденцию продемонстрируют.
Поэтому время у нас есть. Главное, его использовать с толком.И здесь огромная роль принадлежит связке новых помощников президента Н.Патрушеву и А.Дюмину с новым министром обороны А.Белоусовым.
***
Выдвигается предположение, что отсутствие приказа об уничтожении американских беспилотников над Чёрным морем может быть связано с тем, что российское политическое руководство не хочет лишний раз раздражать Вашингтон в преддверии ноябрьских президентских выборов в США, надеясь на победу на них Дональда Трампа. Поскольку Трамп может предложить какую-либо устраивающую Россию мирную инициативу и ему гораздо проще будет сделать это при условии умеренно-конфронтационного курса Москвы. В пользу этой теории говорят массовые сливы того, что такая инициатива якобы готовится.
Коллеги сомневаются, что подобная политика со стороны России – если она есть – эффективна. Сомнения справедливы, в том числе и потому, что озвученный сценарий «сделки Трампа» не выглядит жизнеспособной.
Смысл плана: США предупредят Киев, что он получит больше американского оружия, если вступит в мирные переговоры. США предупредят Москву, что отказ от переговоров усилит поддержку Украины. Но в чем тогда состоит выгода России – получить некоторую паузу, чтобы потом при вполне вероятном срыве переговоров снова приступать к избиению отдохнувших и перевооружившихся ВСУ? Ведь никто не говорит, что оружия для Украины станет меньше. Вопрос только в том, будет его больше – или намного больше. Сейчас у России достаточно выгодные условия, Украина расходует живую силу, восполнить которую не так-то легко.
И ведь что именно нам предлагается – ещё полгода (до инаугурации Трамп ничего не сделает, а демократы постараются расставить максимум «мин») быть в положении груши для битья, пока ВСУ не расстреляет все ATACMS по пляжам Севастополя, аэродромам под Ростовом и складам под Воронежем? И всё это в надежде на то, что, может быть, у Трампа появится план, который нас устроит? Что он сможет его продавить через Конгресс и демократов? Так себе торговля.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»