В планы по возвращению несчастливого атомного крейсера в боевой состав ВМФ вмешались СВО и «эффективные менеджеры» в Питере
Обычно из-за кулис разного рода военно-технических выставок и оружейных салонов доносятся исключительно бодрящие новости. Поскольку в любой стране такого рода мероприятия их хозяева всегда стараются с рекламными целями использовать для демонстрации собственных достижений в сфере ОПК. Но не совсем так с Международным военно-морским салоном «Флот-2024», который 19 июня открылся в Кронштадте.
Одна из первых вестей оттуда, ярко иллюстрирующая состояние отечественного ВМФ, судоремонта и кораблестроения, — сплошная печаль. В очередной раз перенесены сроки окончания ремонта и модернизации в Северодвинске тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Адмирал Нахимов» (проект 11442М). Как сообщил ТАСС, на заводские ходовые испытания корабль, явно застоявшийся с 1999 года сначала в доке «Севмаша», а затем и у его же заводской достроечной стенки, планируют вывести только в 2025 году. А передача флоту — в лучшем случае еще через год.
Новости партнеров
Другими словами: когда экипаж продолжит отмечать на календарях в каютах и в кубриках третье десятилетие этого самого до крайнего неприличия затянувшегося ремонта. Для техники и оборудования любого уровня такой срок эксплуатации означает, что вместо планового выхода в океан на «Адмирале Нахимове» тут же впору затевать новый ремонт некоторых агрегатов и механизмов.
Для полноты грустной картины предлагаю хотя бы вкратце вспомнить историю почти сразу же незадавшейся службы этого атомного крейсера.
В боевой состав ВМФ СССР казавшийся на редкость могучим корабль вступил 36 лет назад (в декабре 1988 года) под именем «Калинин». В 1992 году был лишен Москвой показавшегося ей в новых политических условиях «идеологически вредным» названия. И превращен в «Адмирала Нахимова». В условиях жуткого безденежья в Вооруженных силах той поры пять лет без толку и без единого продолжительного выхода в океан безвылазно проторчал у причала в Североморске.
Лишь в 1997 году крейсер кое-как из Баренцева моря перебрался в море Белое. В Северодвинск, на «Севмашпредприятие», специализирующееся на строительстве и ремонте атомных подводных лодок. Где и застрял по сию пору. Как колун в сучковатом полене. Хотя по первоначальным планам должен был обновленным возвратиться на Северный флот в 2018 году.
Но не тут-то было. Спустя целых 11 лет, в сентябре 2008 года, из реакторов «Нахимова» только-только началась выгрузка отработанного ядерного топлива. Потом все снова надолго затихло.
Демонтаж старого оборудования и многих километров прохудившихся трубопроводов и кабельных трасс на «Адмирале Нахимове» запустили только в 2016 году. Одновременно, как выяснилось, стартовала и любимая «игра» современных российских корабелов. С нескончаемыми переносами «вправо» и «вправо» почти любых крупных заказов флота.
Поначалу новый срок возвращения атомного крейсера в боевой состав ВМФ РФ «севмашевцами» было намечен на 2020 год. Почти сразу, как водится, его перенесли на 2021-й.
Новости партнеров
Осенью того же года стало известно, что крейсер не выйдет на испытания раньше 2023-го.
В ходе Международного военно-технического форума «Армия-2023» генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко сообщил ТАСС, что крейсер начнет ходовые испытания в мае 2024 года.
Поскольку и этот срок только что миновал, как уже сказано выше, — на «Флоте-2024» назначен следующий. 2025 год. Спустя 26 лет после начала ремонта. Что, без сомнения, явный мировой рекорд. Которым гордиться совершенно не хочется.
Станет ли хотя бы указанная дата окончательной? Очень сомневаюсь. Основная причина, полагаю, в том, что спецоперация на Украине заставила Министерство обороны в последние пару лет негласно провести перераспределение финансов, выделенных на гособоронзаказ. Все, что только возможно, сегодня вваливается и вваливается Сухопутным войскам и Воздушно-Космическим силам, непосредственно сражающимся прямо сейчас в зоне СВО.
Флоту достается только то, что остается после этого денежного «пира» пехоты, артиллеристов, ракетчиков, танкистов и летчиков. А не остается, видимо, почти ничего. В интересах ВМФ неприкосновенны, похоже, лишь средства на продолжение безостановочного строительства в том же Северодвинске новых и новых атомных подводных ракетных крейсеров. Которые на берегах Белого моря поставлены на конвейер ради стратегического, надо полагать, устрашения Соединенных Штатов и НАТО в целом.
Что касается крупных надводных боевых кораблей, то обзаведение ими, а также ремонт наиболее остро нуждающихся в нем, с начала СВО Москвой поставлены на долгую паузу. Чему свидетельством не только крайне грустная пока боевая биография «Адмирала Нахимова».
В свое время было публично обещано, что стоит этому невезучему ТАРКу только вырваться из Северодвинска, как на освободившееся в заводской акватории место тут же будет поставлен второй почти такой же — «Петр Великий». Давно загнанный бесконечными боевыми службами в самых разных морях и океанах до критического технического состояния. И не первый год уже обессиленно застывший в Североморске (по открытым данным последний выход в море был в ноябре 2022 года).
А ведь как стройно все замышлялось вначале! В 2018 году атомный гигант «Адмирал Нахимов» на горе нашим врагам, дескать, вернется в Североморск обновленной грозой океанов. С огромным ударным ракетным арсеналом в общей сложности из 80 пусковых установок крылатых ракет «Циркон», «Оникс», «Калибр» (в любом наборе, в зависимости от полученной боевой задачи).
Новости партнеров
А также с новейшими противолодочными ракето-торпедами комплекса «Ответ». С двумя ЗРК большой дальности 3М48 «Форт-М» (иначе — С-300ФМ), способными обеспечить надежную зональную ПВО целого ордера кораблей в радиусе до 150 километров. С РЛС «Монумент», которая обеспечивает загоризонтное целеуказание для противокорабельных ракет.
Да и много с чем еще должен был вернуться на флот «Адмирал Нахимов». Года за четыре-пять Северодвинск планировал до такого же уровня подтянуть и «Петра Великого».
Тогда где-то году к 2030-му вокруг каждого из этих атомных крейсеров мы рассчитывали начинать строить ударные корабельные группы такой мощности, чтобы те вместе с многоцелевыми атомными подводными лодками были бы в состоянии держать под контролем огромные океанские просторы.
Не вышло, как теперь ясно, по причине затянувшегося ремонта «Нахимова». За это время в ожидании вакансии на заводе окончательно поизносился и «Петр Великий». Поизносился настолько, что прошлой осенью со ссылкой, как водится, на анонимный источник, агентство ТАСС сообщило, будто в Москве прорабатывается вопрос об отправке его на скорую утилизацию.
Источник ТАСС увязал это решение с крайне затратным ремонтом похожего крейсера «Адмирал Нахимов». Уже, по некоторым данным, обошедшегося казне более чем в 200 миллиардов рублей. И указал, что подобный ремонт «Петра Великого» был запланирован сначала на 2019-й, а потом — на 2022 год. Но сроки постоянно передвигаются. А теперь и вовсе, мол, речь о списании «Петра Великого».
Однако возмущение общественности такими новостями было столь велико, что вскоре ТАСС поспешило всех успокоить: на «Петра» никто, вроде не покушается. Но и что дальше делать с ним совершенно неясно. Поскольку место для этого ТАРК в Северодвинске «Адмирал Нахимов» если и освободит, то неизвестно когда.
Впрочем, сильно подозреваю, что у российских корабелов возникли серьезные трудности не только с этими двумя кораблями. Давно никаких новостей о строительстве новых фрегатов проекта 22350 (типа «Адмирал Горшков») в Санкт-Петербурге. На «Северной верфи» там застряли «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов», заложенные более пяти лет назад, весной 2019 года. О сроках их спуска на воду Минобороны как в рот воды набрало. Это заставляет предположить, что ясности по обеим «адмиралам» нет даже там.
И еще. Мы сильно упростили бы картину, если бы принялась утверждать, что все беды нашего кораблестроения и судоремонта только в дефиците финансов для флота. Так называемые «эффективные менеджеры», еще недавно руководившие Объединенной судостроительной корпорацией, в последние годы тоже сильно постарались.
Это стало ясно после того, как потерявшая всякое терпение Москва всех их во главе с президентом ОСК Алексеем Рахмановым и председателем совета директоров Георгием Полтавченко отправила в отставку. Поручив выправлять дело ВТБ, одному их крупнейших банков страны.
О том, что после проведенного аудита открылось почти мгновенно, 12 сентября 2023 года на брифинге в рамках Восточного экономического форума рассказал журналистам глава банка Андрей Костин: «Компания работала как финансовая пирамида последние 10 лет. Они убыточными были каждый год. Накапливали, брали деньги взаймы… Ситуация аховая. Она уже очень аховая. Но будем как-то сейчас пытаться ее залатать».
Собственно, на мой взгляд, это исчерпывающе объясняет, почему существуют сомнения в передаче модернизированного «Адмирала Нахимова» флоту хотя бы к 2026 году. Да и в благополучном завершении этой некрасивой истории для «Петра Великого» тоже.
Справка
В мае 2014 года президент Владимир Путин утвердил долгосрочную Программу военного кораблестроения на период до 2050 года (ПВК-2050). По словам адмирала Владимира Куроедова, в то время главкома ВМФ, Россия на время отказалась от строительства больших кораблей. До 2031 года со стапелей будут сходить корабли ближней морской зоны. И только в исключительных случаях — дальней.
Что касается наших «заклятых друзей», то в октябре 2020 года Марк Эспер, в то время министр обороны США, представил программу развития американских ВМС до 2045 года «Боевая сила — 2045». Корабельный состав ВМС США планируется к 2034 году довести до 355 единиц, к 2045 году — до 500.
По КНР официальных данных на этот счет в открытом доступе нет. Но по докладам Пентагона (за 2021 год) корабельный состав ВМФ Народно-освободительной армии Китая, вероятно, доведут до 420 кораблей к 2025 году. И до 460 — к 2030-му.
Китай к 2030 году намерен иметь до шести авианосцев и не менее трех авианосных ударных групп.