Специфика подачи новых назначений в министерстве обороны вновь показала довольно кривую ситуацию в информационном пространстве традиционных и сетевых медиа. Команды редакций и каналов вынуждены лавировать между скоростью выдачи информации и анализом зачастую в ущерб последнему.
Назначение Леонида Горнина первым замминистра обороны вместо ранее грозного и несговорчивого Руслана Цаликова в итоге подавалось в духе «регионал, монетарист, технократ». За неизбежным упоминанием вслед за новой должностью Анны Цивилевой, функционал которой — социальное и жилищное обеспечение военных – следовало определение «племянница Путина» и «жена главы минэнерго». За назначением младшего из семьи Фрадковых, Павла, чья ответственность в минобороны — управление имуществом, землей и строительством, стояло политтехнологическое определение – «сын Михаила Фрадкова, принц».
Новости партнеров
Из-за этих манипулятивных крючков, автоматически формирующих неосознанную общественную предвзятость, внимание аудиторий уводилось от содержательной части назначений. Например, Олег Савельев, ранее, до его назначения в мае руководителем аппарата минобороны, занимавшийся аудитом оборонной деятельности, получил только остаточное внимание медиа.
Между тем все три назначения (и четвертое — О.Савельев, назначенный руководителем аппарата минобороны ещё в мае) чётко сигналят о целях и путях дальнейшего развития главнейшей системы страны – военно-оборонной. Бэкграунд новых назначенцев интересен только как описание возможностей инструментария. Все кадровые изменения, равно как и все системные перемены внутри ведомства, направлены на две задачи.
Первая: перестройка министерства, его обновление, разумный пересмотр распределения колоссальных финансовых потоков, к которому у общества «накопились вопросы».
Второе: привлечение к реконфигурации всей неповоротливой структуры — и на фронте, и в тылу — новых кадров «с земли». Не небожителей с завораживающим материальным багажом за плечами, а старших боевых офицеров, которые имеют собственное, предметное мнение о перспективах развития ВС РФ.
В этой ситуации обсуждения прихода на смену команде Шойгу «команды Белоусова» лежат в плоскости исключительно политологической, не влияющей на общую скорость движения военной машины страны. Каждый из новой линейки назначенцев – в первую очередь наперсник президента, призванный на своем участке задач встроить военную экономику в общую экономическую модель государства. Изменения должны быть продуманы, быстры, эффективны – и должны начать работать уже вчера. Оперативная реализация поручений президента «из первых рук» — одна из опций новых назначенцев, которой не имели их предшественники.
И необходимо подчеркнуть, что пока А.Белоусов не начал работать в полную силу, его команда только формируется. Попытка внести разлад и развешать на всех конфидентах президента этикетки, не имеющие отношения к содержательной части их работы – фактически считывается интересантами как попытка внести раскол в и без того непростую ситуацию вокруг Минобороны.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»